В сознании большинства людей Григорий Распутин – не то маг, колдун и сектант, не то аферист и шарлатан, подчинивший своему влиянию семью последнего русского императора Николая II и принявший за это мученическую смерть от заговорщиков. А что мы еще о нем знаем? Между тем, у «святого черта», как его называли, имелась вполне нормальная семья – жена и дети…
Жизнь семейная и странничество
В возрасте 19 лет в Алабатске на церковном празднике Григорий повстречал красивую девушку Прасковью Дубровину и женился на ней. У них родился ребенок. Однако первенец вскоре умер. Смерть младенца так потрясла Григория, что он утратил веру в Бога, начал ходить по кабакам и даже занялся разбоем… В 1892 году деревенский сход приговорил его к высылке на год. Раскаявшись, Григорий ушел в Верхотурьевский монастырь, где и обучился грамоте, закону Божьему и другим наукам у старца-отшельника Макария. Тот тоже посоветовал ему странствовать. В 1893 году вместе с другом Дмитрием Печоркиным Григорий отправился в Грецию, где посетил православные монастыри в горах Македонии. Затем, по возвращении в Россию, побывал в Киево-Печерской лавре, на Соловках, Валааме, в Оптиной пустыни, Ниловом монастыре и других святых местах. Между тем, каждое лето он наведывался к жене Прасковье. У них родились еще дети: в 1895-м – Дмитрий, в 1898-м – Матрена, в 1900-м — Варвара.
Петербург
В 1905 году в киевском монастыре святого Михаила Григорий повстречал великую княгиню Анастасию. Она уговорила Распутина приехать в Петербург, чтобы помочь царевичу Алексею, страдавшему гемофилией.
«Старец» (как называли Распутина) лечил царевича травами, молитвами и наложением рук. После лечения «старца» мальчик заметно пошел на поправку, а Распутин так и прижился при дворе. Он приобрел огромное влияние на императорскую семью, что, естественно, не нравилось царедворцам. Они начали распространять о царском фаворите чудовищные слухи — будто он устраивает оргии, содержит у себя в доме гарем из наложниц… Насколько все это отвечало действительности — неизвестно.
В 1910 году к Распутину в петербургскую квартиру на Гороховой переехали его дочери Матрена и Варвара. Отец устроил их учиться в гимназию. Жена Прасковья с сыном Дмитрием остались в Покровском, куда глава семейства иногда наведывался.
Несчастливая судьба
После убийства Распутина, инициированного князем Феликсом Юсуповым, семье «старца» пришлось несладко. Сын Дмитрий в 1918 году женился на Феоктисте Печеркиной. До 1930 года он вместе с семьей проживал в Покровском, затем их «раскулачили» и как «злостные элементы» отправили в ссылку в Обдорск (Салехард). По пути умерла Прасковья Федоровна, еще через три года от туберкулеза скончалась и супруга Дмитрия Феоктиста. Умерла и их маленькая дочь Лиза. Еще через три месяца дизентерия унесла жизнь Дмитрия Григорьевича. Случилось это 16 декабря 1933 года, как раз в годовщину отцовской смерти…
Младшая дочь Распутина Варвара так и не вышла замуж и скончалась в Москве в 1925 году, страдая одновременно тифом и туберкулезом.
Матрена – укротительница львов
Куда удачнее сложилась судьба старшей дочери Матрены, как называл ее отец – Марочки (сама она предпочитала звать себя Марией). Буквально за несколько дней до Октябрьского восстания 1917 года она повенчалась с офицером Борисом Николаевичем Соловьевым, сыном чиновника Священного Синода Николая Васильевича Соловьева, который при жизни был близким знакомым Распутина. Борис участвовал в попытке освобождения Николая II во время пребывания царской семьи в сибирской ссылке. От этого брака родились две дочери, названные в честь убиенных великих княжон – Татьяна и Мария. Младшая – уже в эмиграции.
Семья жила в Румынии, Чехии, Германии, Франции… В Париже Борис открыл ресторан для русских эмигрантов, но вскоре обанкротился, так как часто кормил своих соотечественников бесплатно… В 1926 году Соловьев скончался от туберкулеза, а его вдова вынуждена была искать средства к существованию. Сначала она пошла работать танцовщицей в кабаре. Как-то к ней подошел менеджер одного английского цирка и предложил взять на работу дрессировщицей, если она сможет войти в клетку со львами. Матрена согласилась. Перекрестилась и вошла в клетку к хищникам. Они не тронули ее – возможно, благодаря особому «магнетическому» взгляду, унаследованному от отца… Так на афишах появилась «Мари Распутин, дочь безумного монаха, прославившегося своими подвигами в России!»
Матрена стала ездить с гастролями по всему миру.
В конце 30-х ею заинтересовались американские антрепренеры. Вскоре она перебралась на постоянное жительство в США, работала в цирках братьев Ринглинг, Барнум и Бейли, а также в цирке Гарднера.
В 1940 году Матрена вторично вышла замуж за русского эмигранта Григория Бернадского, которого знала еще в России. Но брак продлился всего пять лет.
После того как ее однажды ранил на арене белый медведь, дочь Распутина оставила цирковую карьеру. Она работала няней, гувернанткой, санитаркой в больнице, давала уроки русского языка… Наконец, опубликовала книгу об отце «Распутин. Почему?», в которой всячески обеляла личность Распутина и отвергала приписываемые ему обвинения. «Я очень люблю своего отца, — писала она. — Так же сильно, как другие его ненавидят».
Матрена Григорьевна, урожденная Распутина, в 1945 году получив американское гражданство, до самой пенсии трудилась клепальщицей на оборонных верфях и умерла в 1977 году в Калифорнии от сердечного приступа. Единственной из детей Распутина ей удалось дожить до старости.
Кстати, одна из дочерей Матрены – Мария – состояла в браке с голландским дипломатом, и в конце 40-х их семья познакомилась в Греции с дочерью князя и княгини Юсуповых – Ириной. Их дети – Серж и Ксения – играли вместе, не подозревая, что дед одной стал убийцей прадеда другого…
Одна из правнучек Распутина — Лоранс Ио-Соловьева – живет во Франции, но часто посещает Россию. Бывала она и в Покровском, на родине знаменитого предка.