Хочешь обрести богатство, бессмертие, невидимость или другие суперспособности — топай в лес за гербарием, твердит молва. Для большинства волшебных растений уже найдены вполне реальные аналоги – с описанием, с латинскими названиями. Но есть же еще надежда на чудо!
Магические травы не всем открывают свои секреты. Может, вам повезет?
Кочедыжник
Это папоротник. Его, конечно, в лесах полно. Но в «великую летнюю ночь очищения огнем и водой» – на Купалу, вспоминают его как источник волшебства. Ах, этот цветок папоротника! Кто ж не слышал о нем?! Слышали многие, да не видел никто. Потому что – сюрприз! – растение сие обходится спорами и сил на всякие пестики-тычинки не тратит. Но принято считать, что во всем виновата нечистая сила – охраняет, мол, бутон, и не подпускает к нему абы кого. Посему, надо еще в светлое время суток отыскать особенно ядреный кочедыжник, обвести его с наговорами чертой, и, как Хоме Бруту, сесть внутри и готовиться к худшему. Ровно в 12 часов ночи на 7 июля цветок должен распуститься, сияя на весь лес. Успел сорвать поперед нежити – будет тебе счастье. В виде найденных кладов. В нужном месте талисман начинал парить в воздухе, оставалось лишь поработать лопатой.
Разрыв-трава
Как следует из названия, обладает разрушительной силой. Никакие замки, путы и кандалы не могут устоять – разрушаются в пыль. Чернокнижники также уверяли, что рассыпается в прах золото, но это чудо как-то никого не привлекало. Другое дело цепи, засовы… Только найти такую прелесть опять же было затруднительно. Приходилось прибегать к помощи животных. Например, наблюдать за змеями. Если гадюке позарез надо попасть внутрь каменной глыбы, – казалось зачем бы ей это? – то она быстро сползает за этой травкой и ткнет ею в нужное место. Жители более жарких районов предлагали огородить железяками гнездо черепахи, когда хозяйка отлучилась по делам. Зверюшка тут же быстро, вернее медленно-медленно сползает за разрыв-травой и принесет ее во рту.
Трын-трава
В песне про зайцев дан подробный рецепт и описано действие. Но подробного описания нигде не сохранилось. Ученые склоняются к мысли, что это был все-таки какой-то галлюциноген. Выпив отвару, куда кроме трын-травы входило несколько труднодоступных компонентов, человек будто бы наливался невиданной отвагой и переставал бояться самой смерти, а уж темноты, чертей, тещи и оплаты коммунальных платежей – и подавно. Но, если гербарий попадал в руки черного мага, последний мог с его помощью приготовить горячий чаек, после которого было все строго наоборот. Испытуемый начинал мучиться постоянным страхом, пока не умирал от инфаркта. Наверное, поэтому наши предки эту траву засекретили.
Улика-трава
«Сама она красно-вишневая, глава у ней кувшинцами, а расцветет она — то как желтый шелк, а листье лапками». Так старые травники описывали это растение. Если оно и служило уликой, то лишь как доказательство того, что на любовном фронте у ищущего не все в порядке. Приготовить из нее можно было приворотное зелье, настолько сильное, что блудный муж возвращался навеки, и разлюбивший кавалер незамедлительно присылал сватов. К счастью секреты этой познавательной ботаники давно забыты, а то пришлось бы нам всем привыкать пить только из своей посуды, да и то с большой осторожностью.
Нечуй-ветер
Собирать растение надо было ни много, ни мало в ночь на 1 января. На берегу замерзшей реки или озера. Но и это было еще не все. Нутром почуять эту траву мог только слепой от рождения. И вот если в темноте он наступал на нее, то глаза его начинали болеть и слезиться – как будто иголками колют. Почувствовав такое, незрячий должен был мгновенно бухнуться на колени и ртом нашаривать жесткие стебельки. Руками хватать нельзя ни в коем случае! Обретал ли герой потом способность видеть – неизвестно, зато ветрами и водой мог повелевать спокойно. Любой вихрь утихомирить, спасти лодку от потопления или, что особенно практично, ловить рыбу прямо руками. Собственно, считалось, что нечистая сила, разбрасывая эту травку в зимнюю ночь на берегу, как раз пытается утихомирить вьюгу, чтоб погулять, наконец, спокойно.
Баранец-трава
Баранцев, в общем-то, два. Один – реальный, другой – мифологический. Убив все силы на поиски последнего, ученые плюнули и решили назвать так вполне обыкновенный плаун. А интересно то, что сказка про эту траву встречается и в России, и в Азии, и в Европе, и даже у древних греков. И все говорят одно: на мощном стебле будто бы вырастает диковинный плод, похожий на ягненка, покрытый мягкой белой шерстью, листочки, как ноги болтаются, внутри – что-то красное, как мясо. У этого растения-животного была даже голова – она свешивалась до земли, и все сооружение могло жить лишь до тех пор, пока эта голова могла щипать зеленую травку вокруг. Из меха баранца делали шапки и одежду, а волки тоже, между прочим, не зевали, и кушали этих «овечек» вовсю. Возможно, они и виноваты в истреблении этого чуда. Или это была какая-то нежизнеспособная разновидность хлопка.
Тирлич-трава
Ее тоже надо было собирать в ночь на Ивана Купалу, и тоже не просто так. Настоящая тирлич-трава росла только на Лысой горе, что под Киевом. Ведьмы, оборотни, колдуны могли натереть тело ее соком и обрести всякие магические способности или увеличить уже имеющиеся. Проблема была в том, что публика эта была крайне эгоцентрична, посему, любой экстрасенс, нашедший это сокровище, как правило, нарвав себе пучок-другой, уничтожал все остальные растения. Большинству чародеев не везло. По преданиям, настоящая тирлич-трава ограждала от царского гнева навсегда, а сотни ворожей и колдунов предавались смерти почти при каждом правителе.