Несколько лет назад информационные агентства России объявили о желании тридцатилетнего программиста из Владимира повторить сюжет романа Александра Беляева «Голова профессора Доуэля» в реальном мире. Операция так и не состоялась, хотя подобные эксперименты проводились на заре существования СССР.
Хроника или роман?
В книге советского фантаста Александра Беляева, больше всего поражает, то, что современники писателя ничего необычного в ней не увидели. Рецензент романа Рыкалев в тридцатые годы официально заявлял, что ничего фантастического в романе нет, а работы по оживлению собачьих голов, проводимые советским ученым С.С. Брюхоненко хорошо известны. Он не врал. Занимаясь проблемой искусственного кровообращения со времен Первой Мировой войны Сергей Сергеевич Брюхоненко ставил перед собой задачу провести ряд опытов с отделенной от тела собачьей головой. Разумеется, для поддержания жизни в отделенной от тела голове животного необходим был аппарат искусственного кровообращения, которого тогда просто не существовало. Сконструировать прибор ученому пришлось самому. Его механизм одновременно выполнял роли: сердца, артерий и вен. Презентация «живой головы» собаки, отделенной от туловища произошла на третьем съезде физиологов СССР в 1928 году. На съезде Брюхоненко действительно продемонстрировал голову собаки, жизнь, в которой поддерживалась за счет искусственного кровообращения. В качестве подтверждения, что голова собаки не только живет, но и мыслит, ученый ударил молотком по столу. В ответ голова животного вздрогнула, а после направления ей в веки луча фонаря несколько раз моргнула. Скормленный «животному» кусочек сахара тут же вывалился с другой стороны установки. Когда же собаке засунули в ноздрю зонд, она широко раскрыла рот намереваясь залаять.
Двухголовые дворняги
Тем не менее, пионером в пересадке искусственных органов животным стал известный советский медик Владимир Петрович Демихов. Являясь основоположником мировой трансплантологии, в далеком 1946 году он первым в мире осуществил операцию по пересадке сердца в грудную полость, а также пересадке комплекта сердце-легкие собаки. Спустя год им же была проведена первая в мире пересадка изолированного легкого животного, а в 1948 году – пересадка печени. В 1952 году он также первым в мире провел маммарно-коронарное шунтирование, за что в 1988 году получил Государственную премию СССР. Но, самым удивительным, можно сказать фантастическим стал его эксперимент 1954 года по созданию двухголовой собаки, путем подсадки одной собачьей головы к другой. За пятнадцать лет экспериментов ученым было получено более двадцати двухголовых собак! Во время одного из своих уникальных опытов Владимир Петрович пересадил голову вместе с передними конечностями щенка взрослой собаке. Получившееся странное существо не только выжило, но и какое-то время себя неплохо чувствовало! У собаки полностью восстановилось кровообращение, а также все необходимые рефлексы. Обе головы дышали, лаяли друг на друга, лакали молоко, самостоятельно принимали пищу и даже кусались. К сожалению, ни одна из двадцати, двухголовых собак не прожила больше месяца: начиналось отторжение тканей. В качестве доказательства уникальных экспериментов Демихова до наших дней сохранился цветной документальный фильм, демонстрировавшийся на Международной выставке СССР в США в 1956 году: «О пересадке головы собаки в эксперименте». Позднее вышла книга ученого, мгновенно ставшая мировым бестселлером: «Пересадка жизненно важных органов в эксперименте».
Утечка мозгов
В СССР работы Демихова по пересадке головы не вызвали широкого интереса. В то же время за рубежом к его опытам отнеслись очень внимательно, быстро оценив практическую пользу эксперимента в случае его удачи. Наибольшее внимание к работам советского ученого проявил американский хирург Роберт Уайт. Подобно Демихову, он возглавлял специализированную лабораторию в окружной больнице Кливленда (Огайо). Узнав об успешных экспериментах Демихова, хирург приехал в 1966 году в СССР специально, чтобы познакомиться со своим выдающимся коллегой и по возможности повторить его уникальный опыт по созданию двухголовой собаки. Внимательно записав инструкции русского наставника, американец действительно сумел спустя 12 лет после эксперимента Демихова провести аналогичную операцию. Уайт решил пересадить голову обезьяне, вплотную приблизившись к эксперименту с человеком. Три года заняла подготовка к сложнейшей операции, намеченной на 14 марта 1970 года. В назначенный день американские ученые взяли двух обезьян Мэри и Лу-Лу, после чего отделили от туловища голову обезьяны Мэри. Оставшись без тела, голова бедного животного продолжала снабжаться кровью посредством специальных трубок и жил! Затем Уайт обезглавил Лу-Лу, к телу которой «пришили» голову Мэри. Первыми соединили артерии и вены, а затем мускулы и нервы. Как и ожидалось, эксперимент прошел удачно. На протяжении несколько дней обезьяна жила нормальной жизнью. Она видела, слышала, двигалась и даже ела с ложки. Уайт торжествовал. Своим следующим экспериментом он объявил пересадку головы человеку. Но его грандиозным планам не дано было осуществиться. Американца, как и его наставника из СССР погубило общественное мнение. Разница была лишь в том, что Демихова подвергли травле бездарные коллеги, а Уайт попал под пресс христианской паствы. Его обвинили во вмешательства в дела Создателя, попытке заселить планету монстрами и других многочисленных прегрешениях перед Всевышним и обществом.