Несколько тысяч шведов, плененных русскими войсками после битвы под Полтавой (1709 год), впоследствии сослужили неплохую службу России. Считается, что со временем большинство иностранцев полностью ассимилировались с уральскими казаками.
В XIX веке шведы поехали в Россию уже добровольно, и снова на Урал – там развивалась металлургическая промышленность, строились так называемые железоделательные заводы – требовались специалисты и технологии, которых у нас не было.
Принесли пользу металлургии
По самым приблизительным подсчетам (точных данных нет) на Урал в XVIII веке направили около 10 тысяч плененных шведов (каролинов, как их еще называли). Тут необходимо уточнить, что армия Карла XII была отнюдь не мононациональной – в ней служили преимущественно немцы, а также финны, подразделения состояли и из англичан, шотландцев, датчан, голландцев… Поэтому считать пленными одних только шведов будет неправильно. Хотя по национальному признаку их тогда и не дифференцировали – для определения социального статуса в новом положении решающую роль играли умения и навыки пленника.
Специалисты-металлурги, имевшиеся среди пленных шведов, сразу же привлекли внимание тогдашнего куратора Уральских и Сибирских заводов В. Н. Татищева. При непосредственном участии шведов на Южном Урале проводились работы в горно-рудной и химической промышленности, в частности, на Алапаевских заводах по добыче железной руды. Татищев дорожил иностранными специалистами и всячески старался закрепить их на производстве, увеличивая им жалованье. Шведам разрешалось даже жениться на русских девушках и вдовах, не меняя протестантскую веру.
Каролины работали на уральских заводах в Перми, Соликамске, Нижнем Тагиле, Невьянске, Узяне, Тирляне, Миндяке и других – среди пленных нередко встречались образованные люди и талантливые инженеры.
Специалисты в своем деле, будь то металлурги, оружейники или ученые – пленные шведы получали за свой труд в неволе сравнительно неплохие деньги. Им даже разрешались денежные переводы и письменное сообщение с родиной.
Неудачный Хивинский поход
Тем не менее, подавляющее большинство пленных шведов все же покрестились и перешли на русскую службу. Войдя в состав Яицкого казачьего войска, каролины (среди них помимо шведов были и немцы) приняли участие в знаменитом Хивинском походе (1714 – 1717), которым руководил князь Бекович-Черкасский. До Петра I дошли известия, что в Хивинском ханстве, в устье реки Амударьи, есть богатые залежи золотого песка. На их разведку и была направлена экспедиция Бековича. В общей сложности под началом князя было порядка 4 тысяч человек, из которых около полутора тысяч – яицкие казаки.
Экспедиция закончилась неудачно – большей частью воинов Бековича басурмане перебили или взяли в плен, сам князь тоже был убит. Однако предания об этом походе еще долго пересказывались в поколениях оказаченных шведов.
Второе пришествие шведов
После подписания между Швецией и Россией в 1721 году Ништадтского мирного договора, предусматривавшего обмен пленными, часть каролинов вернулась на родину.
Но пройдет чуть более века, и шведов снова потянет в Россию. На этот раз добровольно. В конце XIX века на металлургический завод в поселке Тирлян (ныне Белорецкий район Башкортостана) на местный металлургический завод приехали работать десятки кузнецов из Швеции. Их родина – города Дегельфорс и Карлскуга. Эти умельцы владели навыками обработки железа специальным, так называемым, кричным способом, делающим металл более качественным.
При заводе образовалась целая колония. Молодые мужчины создали семьи и навсегда обосновались на новом месте. Их потомки с фамилиями Ларсон, Адамсон, Квист, Стремец и сейчас живут в Тирляне и Магнитогорске.
Олег
Октябрь 25, 2017С тех пор, как эти сказки передавались в народе «из уст в уста», кое что изменилось. А именно: ВЕРА, обычаи, язык, отношение (как к окружающему миру, так и в самом этом мире), традиции, и пр. и пр. Исходя из этого рискну предположить, что истинного понимания «главной морали сказок о Марье Моревне», мы пожалуй, увы не достигнем(