Изабелла Кастильская: почему она начяла новую испанскую инквизицию | Сухарева башня
Загружаются новые записи...

Изабелла Кастильская: почему она начяла новую испанскую инквизицию

Эпоха Возрождения только подступала к Испании, когда в ней начала действовать «новая инквизиция», вторая волна жесткой религиозной борьбы.

Принято считать, что «святым воинством» всегда руководили мужчины-священники, католики, никогда не знавшие женщин и по-своему ненавидящие их. Но в Испании «новую инквизицию» начала королева, сумевшая отстранить от управления государством всех родственников мужского пола, включая любимого мужа и стать единоличным монархом.

Принцесса крови

Изабелла была младшей дочерью кастильского короля Хуана II, рожденная во втором его браке и воспитанная вдалеке от двора и королевских интриг. Испании в ту пору, как страны, не существовало. Пиренейский полуостров был поделен на несколько крупных и средних государств. Наследником Кастилии являлся сводный брат Изабеллы — Энрике и он оказался весьма воинственным королем, который начал изгонять со своей земли мавров. Но мало быть благородным воином, следовало еще стать продолжателем династии, а вот с этим Энрике не повезло. Он оказался импотентом, и наследников, во всяком случае кровных, у него не было. Вот тогда, не без помощи католических священников, элита Кастилии и заговорила о возможной династической преемственности, на которую претендовала принцесса Изабелла. Королю Энрике пришлось согласиться. Он сам хотел подобрать сестре мужа и соответственно, будущего претендента на Кастильский престол, но Изабелла отказалась. Она была уже вовлечена в интриги, которые вел архиепископ Толедский. Высокопоставленный священник решил, что супругом будущей королевы должен стать принц Арагонский. И тогда династический брак в перспективе позволил бы объединиться Кастилии и Арагону, а также зависимой от него Валенсии, Майорке и Сардинии в одно государство — будущую Испанию. Так оно и вышло.

Единоверцы и чужие

После того, как Изабелла объявила себя королевой Кастилии, ее муж оказался всего лишь… соправителем, никакой реальной власти он не получил. Элита государства не желала переходить под власть чужака. Это чуть не поставило под угрозу королевский брак, но архиепископ Толедский сумел убедить арагонцев. Все-таки христиане, единоверцы. Но мало было успокоить элиту и окружение мужа королевы, следовало показать народу страны, что королева заботится о них.

В ту пору на Пиренейском полуострове проживали не только кастильцы и арагонцы, считавшие себя местными, великолепные дворцы имели мавры, евреи являлись самыми богатыми ростовщиками и торговцами. И никто из них не славил Иисуса Христа. Архиепископ Толедский вместе с королевой Изабеллой решили это исправить.

Точно также как ее брат, королева продолжила изгонять с испанской земли мавров и в этом весьма преуспела. Она прекрасно знала, как за последние десятилетия усилила свое влияние Османская империя, которая совсем недавно смела с лица земли прекрасную Византию и заняла ее территорию. Проживание мусульман в своем государстве Изабелла считала весьма опасным. А вскоре она вместе с супругом объявила Гранадский эдикт. Согласно этому указу, все евреи Испании в трехмесячный срок должны были или принять христианство, или покинуть пределы королевства. В противном случае они объявлялись вне закона.

Крещение или смерть

В Гранадском эдикте не было указано, что будет с евреями, если они останутся в Испании и не пожелают креститься. Но оказаться «вне закона» — это значит, что корона тебя не защищает и напасть может любой. После нескольких волн погромов со смертельными исходами евреи стали массово переходить в христианство, но продолжили тайно исповедовать свою религию. Точно также поступали и оставшиеся в государстве, лояльные королеве мавры, не пожелавшие прекратить чтить Аллаха. Чтоб испанцы не доносили на своих богатых соседей-иноверцев, мавры и евреи селились только среди своих, образуя собственные анклавы. Но это мало кого спасло от обвинения в религиозном обмане и евреи вместе с маврами все чаще оказывались на скамье суда инквизиции. Клятвопреступление каралось долгими сроками заключения и конфискацией имущества, а повторные обвинения в этом грозили сожжением на костре.

Только за время правления королевы Изабеллы было уничтожено около 2 тысяч клятвопреступников. За все время инквизиции, которая началась на некоторых испанских землях в конце XIII века и закончилась только в 1834 году было казнено более 100 тысяч человек.

Сухарева башня в Телеграм

Комментировать

Loading Posts...