Католическая и православная церкви разделились чуть меньше тысячи лет назад. В середине жаркого лета 1054 года произошел официальный разрыв. Но приведшие к этому события начались за век до того.
Первый церковный раскол
Таковым считается Акакиевская схизма. Он начался в 484 году и продлился 35 лет. После него формально было восстановлено церковное единство, но наметившиеся противоречия должны были привести к неизбежному разрыву добрых отношений. Начало распрям было положено совместной борьбой с ересями монофизитства ми несторианства. Оба лжеучения были осуждены Халкидонскимсобором. Именно этим собранием была утверждена форма Символа веры, которая и сегодня почитается православной церковью.
Решения собора были плохо восприняты и вызвали «монофизитскую смуту». Сторонники христологической доктрины захватили Александрию и Иерусалим. Оттуда были изгнаны епископы-халкидониты. Желая окончания бесчинств, император Зенон и патриарх Констатнипольский Акакий разработали компромиссную формулу вероучения.
Это абсолютно не устроило Папу Римского Феликса II, который яро отстаивал халкидонское учение. Он вызвал Акакия на Римский собор и потребовал объяснений по поводу странного поведения патриарха. Акакий отказался приехать. После этого Феликс II отлучил Акакия от Святой Церкви. В ответ патриарх распорядился вычеркнуть святейшее имя Папы из поминальных диптихов. Так началась Акакиевскаясхизма.
Стремление Папы Римского к главенству
Во второй половине IV столетия Епископ Рима требует главенствующего статуса для своей церкви. Он считает, что именно Рим должен сосредоточить церковную власть в своих руках. Обосновывалось такое мнение тем, что сам Спаситель сказал апостолу Петру, что здесь должна быть его церковь. Папа Римский считал себя не только приемником Петра, но и его викарием, призванным править Вселенской Церковью от его имени. Несмотря на вялое сопротивление, такой ход вещей был принят Западом. Остальные же Церкви оставались приверженцами идеи руководства через соборность.
Патриарх Константинопольский главенствует над Церквями Востока
В VII веке зародился ислам. Он распространялся с немыслимой скоростью благодаря покорению арабами Персидских земель. Именно это королевство было соперником Александрии и Римской империи, Иерусалима и Антиохии. Патриархи этих городов должны были проживать в Константинополе. На это время они поручали управление паствой своим доверенным представителям.
Это привело к уменьшению значимости власти патриархов. А патриарх Константинополя, напротив, укрепил свои позиции. Учитывая, что в ходе Халкидонского собора 451 года его кафедра была признана второй после Римской, константинопольский патриарх стал высшим судьей восточных Церквей.
Императоры выступают против лика святых
В 726 году разразился очередной кризис. Он был назван иконоборческим. Императоры Константин V, Лев III и их приемники запрещали изображение Христа и святых апостолов на иконах. Фактически это был запрет на почитание икон. Несогласных (в основном это были идейные монахи) заковывали в кандалы и бросали в темницы. Их подвергали пыткам, заставляя принять новый порядок.
Римское папство приветствовало иконопочитание. Это подтолкнуло к разрыву с императорами-иконоборцами. В ответ на выпады, те отдали под юрисдикцию константинопольского патриархата Сицилию, Калабрию и Иллирию. Географически эта площадь занимала балканский запад и северную часть Греции. Ранее эти территории находились под управлением Папы.
Позже почитание икон было разрешено Восточной Церковью на VII Вселенском соборе в Никее. Но сам прецедент стал очередным кирпичиком в стене недопонимания, которая росла между римским папством и восточным патриархатом.
Кирллица – алфавит для славян
Следующий виток римско-константинопольского противостояния начался ближе к концу IX века. Его вызвала необходимость решения вопроса, под какое подчинение перейдут славянские народы, которые вступили на путь христианской веры. Этот конфликт явился очень значимым и оставил неприятный след в истории европейских держав.
В то время Николай I, будучи Папой и стремясь утвердить влияние папства во Вселенской Церкви, пытался ограничить вмешательство в дела церкви светских властей. Сегодня считается, что он не гнушался подлогом документов, чтобы подкрепить свои действия «заветами предыдущих Пап».
Патриархом Константинопольским стал Фотий. Он инициировал перевод на славянский язык библейских и богослужебных текстов. Этим занимались святые Кирилл и Мефодий. Они создали для этого алфавит, который стал фундаментом для появления культуры славянских народов. Таким образом, Фотий«переманил» славян под свое управление. Тогда, как римляне упорно не хотели идти навстречу славянам, и изъяснялись исключительно на латыни, такой шаг патриарха был воспринят славянами с благодарностью.
Пресный хлеб для святого причастия
Мощь арабов была окончательно подорвана в XI веке. Эта эпоха стала, воистину, золотым веком для Византии. Антиохия была возвращена в состав империи, на пути к освобождению был Иерусалим, Киевская Русь добровольно приняла христианство и быстро приобщалась к византийской культуре, становясь частью великой цивилизации. Культура и духовность, политика и экономика – эти сферы жизни переживали невиданный подъем.
Лишь окончательный разрыв отношений с Папой смущал общую картину. С тех пор, как его перестали ежедневно поминать в диптихах, всякое общение было закончено. Не только вопрос происхождения Святого Духа стал преткновенным между церквями. Остро ощущалось противостояние и по другим религиозным обычаям. Так, византийцы не принимали использование пресного хлеба для проведения ритуала причастия. На Западе же использовали в этих целях хлеб, изготовленный без закваски, по подобию древних евреев, которые пекли такой хлеб на свою Пасху.
Предание анафеме
Итогом всех этих событий стал разрыв между церквями. Поводом для него стала политика. В 1054 году император Константин Мономах занял примирительную позицию по отношению к Риму и пожелал восстановить единство церквей. Сделал он это по наущению латинянина Аргира, назначенного правителем юга Италии. Таким образом, Мономах хотел заручиться помощью Папы перед угрозой нападения норманов, которые покушались на часть византийских владений.
Но латинские реформаторы, придя на юг солнечной Италии, принялись ущемлять религиозные права византийцев, запрещая некоторые обычаи. Их действия не понравились Константинопольскому патриарху Михаилу Кирулария. Папские посланцы, прибывшие в столицу православия для ведения переговоров об объединении, хотели сместить действующего патриарха Кирулария. Их выпады закончились тем, что на престол Святой Софии была возложена булла об отлучении патриарха.
Буквально, через несколько дней последовал адекватный ответ. Патриарх Михаил созвал собор и отлучил от церкви легатов, прибывших с миссией от Папы. Результатом этих действий стал обмен анафемами между Папой и Патриархом. Это и стало символом окончательного раскола между церквями. Тогда и берут начало разные направления христианской веры – православие и католицизм.