В гербе Чеченской Республики, принятом при Джохаре Дудаеве, недолгое время фигурировало изображение волка. Однако при правительстве Ахмада Кадырова оно исчезло, как воплощение агрессивного начала, которое, безусловно, присутствует в образе этого хищника. Хотя в мифологии, культуре и обычаях чеченского народа волк остается священным зверем с давних пор.
Легенды о начале и конце времен
С волком у чеченцев связаны две легенды — одна о начале, другая о конце времен. Первая гласит, что когда Создатель населил землю разными животными и людьми, самой послушной воле Господа была волчица. Она жила так, как заповедано было Всевышним: в любви и уважении к другим тварям. И когда другие звери и даже люди стали нарушать Божьи заповеди и убивать, преследовать друг друга, именно волчица говорила им о том, что они поступают неправильно. Но никто волчицу не слушал, и количество зла на земле увеличивалось. Тогда разгневанный Господь решил уничтожить все живое. Он наслал на землю страшную стихию. Ледяной ветер вырывал с корнями не только деревья, но и горы, с небес сыпался песок, не давая вздохнуть, солнце стало кроваво-красным. И только волчица смело повернулась лицом к урагану, заслоняя собой своих волчат. У нее лопалась кожа, и ветер срывал мясо с костей, но она стояла, как скала. За нею спрятались не только волчата, но и грешные, трусливые люди, которые до того насмехались над нею и ее покорностью Божественной воле. Когда Бог увидел мужество зверя, он остановил стихию и сказал: «Ради тебя, храброе животное, я оставляю жизнь на земле, но я никого не простил». Люди убили раненую волчицу, потому что она напоминала им об их трусости и предательстве. И с тех пор они всегда убивают волков. А волки тоскливо воют, подняв морды к отвернувшимся от них небесам.
Другая легенда о том, что в конце времен Бог покончит с нашим миром все тем же способом: наслав на него сильный ураган. Все будут искать убежища, все, кроме волка. Гордый и непокоренный, он будет стоять на горной скале, повернувшись к ветру, стоять до тех пор, пока ураган не сдерет с него шкуру вместе с плотью. И когда ангелы спросят у него, откуда он нашел силы противостоять Господнему гневу, волк ответит: «Под моими лапами оставалась земля моей Родины. Как же я мог не выстоять?»
Национальный характер
Историк кавказских войн русский генерал В.А. Потто однажды написал, что в типе чеченца, в его нравственном облике есть нечто, напоминающее волка. Волк — один из немногих хищников, которые решаются напасть на более сильного противника, чем они сам. Волк обладает безграничной дерзостью, отвагой и ловкостью. А оказавшись в положении безвыходном, когда остается лишь умереть, он умирает молча, без страха и стонов. Таковыми стремятся быть и чеченские воины — отважными и дерзкими (добавим — и беспощадными), столь же стойкими в случае опасности. Не приходится сомневаться, что в старину волк был для чеченцев или их предков тотемным животным. Не случайно чеченцы считают себя если не прямыми потомками той самой Волчицы, то ее родственниками. В старинной чеченской песне поется: «Мы появились той ночью, когда щенилась волчица».
Обычаи и традиции, связанные с волком
Волк по-чеченски «борз». В традиционных вайнахских именах это слово встречается довольно часто. Считается, что подобное имя дарует своему носителю силу и мужество. На шею маленьким детям вешали, да и теперь вешают амулет из волчьего когтя или зуба — лучшего оберега по понятиям горцев и не придумаешь. В каждом почти чеченском доме, в особенности в горных аулах, имеется волчий хвост или сухожилие задней ноги, которые служат очень мощными амулетами, обладающими магической силой. Они защищают от опасности, предохраняют от дурного глаза, а при необходимости могут помочь и другим способом. Например, в Чечне все знают, что если между любящими или друзьями пронести волчье сухожилие, то дружбе и любви придет конец.
В случае кражи пострадавший публично заявляет, что сожжет волчье сухожилие. И часто этой угрозы бывает достаточно — украденное подкидывают к дому. Ведь, по поверьям, если сжечь волчье сухожилие, то вор иссохнет, как мумия, и умрет.
Встреча с волком, особенно перед важным и ответственным делом, сулит удачу.
Об отважном человеке вайнахи говорят: «Он храбр, как волк». Если хотят похвалить маленького мальчика, называют его волченком. Рассказывая о славных воинах, говорят «герой-волк» и так далее.