Традиции использования масок существуют практически у всех народов. Изготавливают их обычно из подручных средств – кожи, меха, шерсти, ткани, дерева. А вот цели использования являются самыми различными. Например, для чего использовали маски на Руси?
Ритуальные обряды
В языческую эпоху на Руси проводили ритуалы в честь богов. Например, поклонялись богу Солнца Яриле и «скотьему богу» Велесу. С 25 декабря по 6 января (Велесов день) праздновали поворот солнца на весну – Коляду. «Коло» означало солнце, только еще нарождающееся. Это понятие было также связано с солярными символами — колесом и кругом.
«Коляду… наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима, — пишет исследователь В. Корпусев в работе “Маски всех времен и народов”. — Согласно поверьям, она превращает его в волчонка… Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты».
Руководили обрядами волхвы, надевавшие изготовленные из бересты или кожи маски, на которых краской изображались глаза, нос, рот и другие черты. Могли приделать к маске рога, длинный нос, бороду из пакли или конского волоса. Все это призвано было отпугнуть злых духов и привлечь добрых.
Использовали маски и для различных магических ритуалов – скажем, когда призывали дождь. Назывались они «харями» и «лярвами». Часто это были личины животных. Так, маска медведя символизировала богатство, козы – плодородие, коровы – долгую жизнь, волка – злость и тупость, лисы – хитрость. Маски старика или старухи указывали на мудрость и связь между поколениями.
Есть сведения о том, что некоторые древнеславянские ритуалы с применением масок носили сексуальный характер. Надевая маски, люди как бы теряли свое истинное лицо, превращались в тех, кого они изображали. И в этом обличье они могли, скажем, вступать в половые отношения, не состоя в браке, с чужими мужьями и женами. Возможно, это было связано с культом плодородия, испокон веков ассоциировавшимся с сексуальной и детородной сферой.
Ряженье на праздники
С приходом христианства обряды в честь Коляды превратились в святочные, рождественские. Однако древние языческие ритуалы скрывания лиц нашли свое отражение в обрядах колядования или ряженья, проводившихся на праздники – обычно на Святки или Масленицу. Ряженые в разнообразных масках — «козы», «аиста», «черта», «еврея» — ходили от дома к дому, показывая театрализованные представления, исполняя колядки – особые обрядовые песни. Изначально они символизировали своим обличьем спустившиеся на землю в канун праздника души умерших предков. Их необходимо было задобрить, чтобы это принесло благополучие дому и семье, изобилие, хорошие урожаи и т.п. Именно поэтому ряженых принято было угощать различной снедью.
Ряженые чувствовали себя раскованно, не соблюдали строгих правил поведения, они часто позволяли себе поступки и высказывания, недопустимые в обычных обстоятельствах. Маски как бы меняли их личность.
Религиозные представления и традиции скоморошества
Долгое время в христианской Руси носить маски практически запрещалось: это полагали «бесовским» занятием, ведь именно дьявол любит принимать чужие личины. 23 правило Номоканона гласило: «…или наличники, яко же в странах латинских зле обыкше творят, различная лица себе притворяюще».
Однако бывали и исключения. Так, в XII-XIII столетиях в храмах, когда ставили драмы на религиозную тематику, артисты надевали маски святых, ангелов, мучеников, чертей и т.д.
Также существует гипотеза, что маски носили скоморохи. Эти бродячие актеры («игрецы») считали своим покровителем языческого бога Велеса и использовали культовую языческую атрибутику, в состав которой, возможно, входила и маска: «Умысли сатана, как отвратить людей от церкви и, собрав беси, преобрази в человеки, и идяше в сборе велице упестрене в град, одни бияху в бубны, другие в козици и в сопели сопяху, иные же возложиша на лица скураты и деяху на глумленье человеком». («Православный собеседник», 1810).
Предположительно именно скоморохам принадлежали кожаные маски из Новгорода, найденные в культурных слоях XIII-XIV веков. Их обшивали мехом или материей, чтобы придать облик какого-либо животного или мифического существа. Надевали их, судя по всему, на Святки и на летние праздники, например, «русалии», как именовали Троицкую неделю.
Маскарады
Традиции маскарада, позаимствованные у Западной Европы, были введены в России только при Петре I. Начиная с 1722 года на Руси стали устраиваться маскарадные шествия. По улицам двигались процессии ряженых, которые кричали, пели, играли на музыкальных инструментах. Зимой ездили на санях и лошадях. Постепенно вошли в моду балы-маскарады, куда гости обычно являлись в костюмах и бархатных полумасках, однако скрывавших черты лиц. Нередко участники маскарадов пользовались анонимностью масок, дабы скрыть свою личность. Так, сюжет пьесы Лермонтова «Маскарад» основан на чудовищной ошибке, совершенной главным героем: приняв постороннюю даму под маской за свою жену, он винит последнюю в измене и убивает при помощи яда… Кстати, цензура того времени не пропустила пьесу, поскольку поэт якобы осмелился критиковать проходившие тогда костюмированные балы в доме Энгельгардта.
Одним словом, маска, где бы и как она ни применялась, была связана с мотивом «оборотничества», позволяла человеку перевоплощаться в кого-то другого. Поэтому маски всегда играли особую, сакральную роль, на время уводя из повседневной реальности в «иной» мир.