Между Польшей и Российской Федерацией до сих пор возникают споры и конфликтные ситуации, связанные с делом о крушении польского самолета неподалеку от города Смоленска. Эта авиакатастрофа стала причиной гибели многих польских политиков, а также действующего на тот момента президента Леха Качинського.
Ошибочные действия пилотов
В 2011 году Межгосударственный авиационный комитет вынес решение, согласно которому данная катастрофа произошла из-за целого ряда ошибок, совершенных пилотами летательного аппарата. В нем указывается, что экипаж самолета принял решение осуществить посадку судна, несмотря на неблагоприятные для этого погодные условия, а также опустил борт на сто метров ниже минимального допустимого уровня высоты.
По имеющейся информации за полтора часа до прибытия борта с польским президентом на этом же аэродроме совершил посадку самолет Як-40, принадлежавший министерству обороны Польши. При этом экипаж данного борта давал сообщение об практически полном отсутствии видимости из-за сильного тумана и крайне неблагоприятных метеоусловиях.
Сложность в ведении переговоров между диспетчерами и экипажем борта номер один Польши заключалась и в том, что польские летчики плохо разговаривали на английском, а при восприятии русского языка испытывали трудности с числами. В момент захода на посадку пилоты не доложили о текущей высоте своего самолета, но по правилам должны были сделать это.
Версия о давлении со стороны чиновников Польши
Находящиеся на борту самолета записывающие устройства зафиксировали голоса посторонних лиц, которые могли находиться в кабине пилотов за некоторое время до крушения авиа судна. Согласно результатам расследования этими людьми были главнокомандующий польских военно-воздушных сил и директор дипломатического протокола.
В свою очередь представители Польши аргументировали этот факт тем, что самолет президента Польши Леха Качинського был военным, из-за чего к нему не относились требования к гражданским суднам, согласно которым в момент полета в кабине запрещено находиться посторонним лицам (кому-либо кроме экипажа).
Ошибка диспетчерской службы
Польские политики обвиняют в крушении самолета под Смоленском российские службы. Согласно результатам проведенного в Польше расследования предоставленные следствию российской стороной записи переговоров содержат несоответствия и могли подвергаться изменениям. Вацлав Берчиньский, являющийся представителем расследовавшей эту катастрофу комиссии, считает, что пилоты самолета получили неправдивые сведения о расстоянии до посадочной полосы, а также были несвоевременно оповещены о плохих метеоусловиях. Кроме того, существует предположение, что на ход переговоров между диспетчерской службой и экипажем мог повлиять неизвестный человек, который находился в башне.
Теракт
По мнению представителей польской Парламентской комиссии, самолет президента Леха Качинського стал распадаться на части еще до того, как коснулся поверхности земли. Нынешний министр обороны Польши Антоний Мацеревич многократно утверждал, что в смерти польских чиновников было заинтересованно политическое руководство Российской Федерации.
Масло в огонь подливает и тот факт, что Россия по-прежнему отказывается передать польской стороне обломки самолета и другие материалы, позволяющие точно установить причину крушения самолета. В связи с этим польским правительством было принято решение о подаче обращения в Международный Гаагский уголовный суд.