Гибель советской подлодки К-219 в 1986 году: главные тайны | Сухарева башня
Загружаются новые записи...

Гибель советской подлодки К-219 в 1986 году: главные тайны

3 октября 1986 года на советской подводной лодке К-219 произошел взрыв ракеты. Гибель субмарины после трех дней борьбы до сих пор вызывает немало споров и предположений.

Состояние лодки

К моменту своего последнего похода в октябре 1986 г. подводная лодка была далеко не новым кораблем. Субмарина вступила в строй в 1972 г. в 1975г прошла модернизацию, а в 1980 г. капитальный ремонт. На К-219 имел место ряд аварийных ситуаций с человеческими жертвами, связанных прежде всего с проблемой пуска ракет, а к моменту последнего выхода люк одной из ракетных шахт был полностью заварен.

Экипаж

В ходе подготовки оказавшегося роковым похода на К-219 был в значительной мере заменен экипаж. Из 32 офицеров для 12 этот поход был первым на данной подводной лодке. Были заменены «в том числе старший помощник и помощник командира, командиры ракетной и минно-торпедной боевых частей, начальник радиотехнической службы, корабельный врач, командир электротехнического дивизиона, 4 командира отсеков. Из 38 мичманов заменены 12, в том числе оба старшины команд ракетной БЧ-2.» Все это не могло не сказаться на спаянности команды и лишь увеличивало потенциальный риск происшествий. Вскоре после выхода из базы Гаджиево была обнаружена течь в ракетной шахте № 6, однако командир БЧ-2 не только не доложил об этом командиру, опасаясь ответственности, но даже отключил аварийную сигнализацию, что в дальнейшем повлекло череду бед К-219.

Взрыв ракеты

3 октября при выполнении маневра ракетная шахта полностью разгерметизировалась и стала наполняться водой. Была предпринята попытка на небольшой глубине провести пуск ракеты и избежать возможного взрыва. Однако, для этого не хватило нескольких минут. При взрыве погибли три человека, а на лодке стал распространяться пожар. Спустя несколько часов возникла необходимость во избежании катастрофы заглушить атомный реактор. Матрос Сергей Преминин ценой своей жизни сумел предотвратить катастрофу, но погиб, не успев покинуть аварийный отсек. Посмертно он был награжден орденом Красной Звезды, а в 1997 г. отважному моряку было присвоено звание Героя России.

Американский фактор

Существует предположение, что гибель К-219 не обошлось без действий ВМС США. Имеются предположения о том, что разрыв троса при попытке буксировки лодки произошел не случайно и даже о том, что решающую роль в потоплении К-219 сыграла американская подводная лодка. Естественно, что некоторые маневры американской субмарины «Августа» и авиации не шли на пользу спасательным мероприятиям, осуществлявшимися подошедшими к месту аварии советскими судами, а скорее наоборот создавали только дополнительное напряжение, но прямых подтвержденных фактов участия американцев в гибели советской подводной лодки пока нет.

Гибель

6 октября в 11 ч. 03 мин. К-219 затонула на глубине около 5500 метров. Из 119 членов экипажа 4 человека погибли, а большая часть команды получила различные по тяжести отравления. Спасенный экипаж был эвакуирован на Кубу, а затем в СССР. Официально причинами гибели лодки были признаны: сокрытие аварийной ситуации, ошибки и слабая подготовка экипажа. Хотя, вероятно, это лишь часть причин, повлекших за собой катастрофу

Догадки и легенды

Высказывается мнение о том, что затопление лодки произошло в результате действий ее командира, он хотел избежать возвращения экипажа на терпящий бедствие корабль и сохранить жизни людей. Подобные предположения, мнения и догадки очень часто возникают вокруг событий, где установить точную причину произошедшего невозможно. Тогда недостаток информации восполняется легендами, которые вразумительно и не очень пытаются дать объяснение ситуации, где 100 процентной истины никто уже не сможет установить. Это субъективный фактор, характерный для очень многих подобных явлений.

Вместо заключения

Досконально и точно установить причины гибели К-219 уже невозможно. Но, как правило, гибель крупного корабля не связана с одной единственной причиной, будь то пожар, неисправность техники, конструктивные недостатки или ошибки в действиях экипажа. Отдельные моменты приводят к авариям, жертвам, но не гибели всего корабля. Катастрофы, подобные катастрофе К-219, возникают чаще в результате целого комплекса причин и стечения обстоятельств, где выделить один решающий роковой момент бывает крайне нелегко. Все это дает пищу для размышлений, версий, споров и дискуссий.

Сухарева башня в Телеграм

Комментировать

Loading Posts...