Во времена язычества ведьмой, или ведуньей, называли знахарку, прорицательницу, повитуху – не вампира или злую колдунью. Такая женщина знала не только травы, но и металлы, и магические наговоры, имела способности экстрасенса, могла предсказывать будущее и контактировать с силами природы.
Признаки возможной ведьмы-ведуньи
Сама потенциальная ведьма могла и не догадываться о своих особенных свойствах. Она просто жила в гармонии с природой. Но существовал набор признаков, по которым можно было её распознать.
В деревнях было известно, что начало общей женской работы нельзя доверять кому попало. При «зажинках» — когда все женщины деревни начинали жать хлеб – заранее договаривались, кому сжать первый сноп. Если это делала женщина с «тяжёлой» рукой, то всем после этого не везло: можно было повредить спину, порезаться серпом, подвернуть ногу. А после «зажинки», выполненной девушкой с благоприятной энергетикой, общая работа протекала легко и весело, и впредь именно её просили «зажинать». Это был один из признаков потенциальной «ведуньи».
Девушка с задатками ведьмы понимала людей и животных, находилась с ними в ментальном контакте, сопереживала им и могла определить причину их недомогания.
На деревне всегда замечалось также, если какая-нибудь из молодых поселянок способна предупреждать о важных событиях, давать неожиданные, но правильные советы, влиять на погоду. Кроме того, такая девушка могла иметь незаурядные способности к рукоделию – например, придумывать новые красивые узоры, или умение сочинять и петь песни-былины. Однако же если её кто-то обижал, то суровое наказание приходило со стороны, часто случайно, и без участия самой пострадавшей. Это считалось защитой самой Матери-Земли.
Как становились ведьмами
Чаще всего таланты потенциальной ведьмы останавливались на бытовом уровне, но иногда такая девушка попадалась в поле зрения ведуньи, ищущей помощницу. Ведьмами-ведуньями обычно становились по наследству, однако если женщина владела этим искусством, но не имела потомства для обучения, то она заранее присматривала постороннюю девушку и посвящала её в свои секреты.
Было строго определено, что подобные тайны не должны попадать в руки недостойных, злых или неподготовленных людей. Поэтому ведунья могла устроить кандидатке незаметный «тест» на доброту. Это, кстати, очень ярко отражено в русских народных сказках, когда мудрая «баба-яга», или старик-волшебник, просит о чём-то красну-девицу. Положительная героиня никогда не отказывает в безвозмездной помощи от чистого сердца, и в результате получает достойную награду – не за помощь, а за доброту. В сказках нередко присутствует и отрицательный персонаж – злой и завистливый, который отказывается помочь, не видя в этом выгоды, и бывает наказан.
Чему учили ведьмы
Ведуньи были врачами широкого профиля: могли выгрызть младенцу грыжу, вылечить последствия тяжёлых родов, залечить боевую рану. Знали, что каменный наконечник стрелы опаснее железного: даёт сколы, и эти обломки надо было ещё в ране отыскать и извлечь. Естественно, с применением лекарственных трав, окуривания, наговоров.
В технику ведьминого обучения входило умение видеть потоки энергии, ауру человека. Сейчас при помощи определённых камер ауру даже фотографируют, а в те времена весь процесс происходил «вручную». Ведунья могла предупредить об опасности, могла и эту опасность отвести, или по крайней мере сделать такую попытку. Свойства трав ей были известны досконально: когда собирать, с каким наговором, как заготавливать, как применять. За растениями признавались, кроме лечебных, и мистические свойства. Наговоров было много на все случаи жизни: считалось, что без наговора ни одно начинание не будет прочным. Поэтому применение трав всегда сопровождалось наговором. Ещё считалось важным, чтобы у пациента были сохранны зубы: их наличие гарантировало надёжность целительства.
Значимым приёмом было окуривание травами, особенно защитным считался можжевельник.
Ведунья знала свойства металлов и как их использовать в качестве детектора тёмных сил: если провести, надавливая, золотым кольцом по руке, и останется тёмная полоса – это наглядный признак того, что человек находится в опасности: нужно было проводить обряды очищения и защиты, пока полоса от кольца не становилась белой. Д.М.Балашов рассказывает о такой языческой ведунье Кумопе: она пришла на помощь к князю Симеону Гордому, за которым тянулся грех убитых по наущению Москвы тверских князей.
Злые ведьмы
Если у девушки были тёмные магические способности, она вполне сознательно начинала ими пользоваться и сама уже искала, у кого бы ей научиться, чтобы получить ещё большую власть над людьми и реализовать свои злые наклонности. Эти способности выражались в том, что с людьми, вызвавшими её неудовольствие или зависть, случались несчастья. Тёмные ведьмы всегда очень жадны и завистливы, и в отличие от светлых, никогда никому не помогают бескорыстно.
Злой, недобрый человек, владеющий колдовскими приёмами, во все времена считался опасным явлением. Он мог из зависти или просто ради развлечения навести порчу на жениха или невесту, наговорить болезнь на человека или домашний скот, сделать поле неурожайным, лишить корову молока. Именно на Руси считалось, что злые ведьмы умеют доить чужих коров даже на расстоянии. Эти личности, по легенде, умели общаться со всякой нечистью, вплоть до сексуальных контактов.
Надо отметить, что этот злой персонаж носит во многом мифологический характер, а вредить «по-мелочи», при помощи определённых ритуалов, умели практически все деревенские женщины. Впрочем, как и защищаться от них аналогичными способами. Такая деятельность «ведьминской» не считалась. Но все мнения сходились на том, что применение оккультного мастерства во вред окружающим – обоюдно опасный род занятий, при котором, как говорится, вход – рубль, а выход – два. Если имелись дети, то им доставалось рикошетом. Злая ведьма обязательно должна передать кому-то свою эстафету злых дел, в противном случае её смерть будет медленной и мучительной.
Ведьмы – международное понятие
Сами слова «ведьма», «ведать» родственны индийскому «веды». И содержание этого понятия такое же древнее и многогранное.
Ведьмы во всех вариациях – очень древний образ, перекликающийся с мифологией самых разных народов. В русских поверьях считалось, что эти существа могут натираться специальной мазью из компонентов вроде змеиного жира и различных трав и летать по воздуху. Но источник этого мифа лежит в настолько глубокой древности, что около 2000 лет назад подобное описал Лукиан в своей юмористической повести «Лукий, или осёл».
По некоторым поверьям, русская ведьма имела хвост: в скандинавской мифологии коровьим хвостом обладали лесные феи Ульдра.
То, как ведьмы общались с всевозможными духами и силами природы, имеет прямые отголоски шаманизма, где такие контакты также могут быть тесными вплоть до сексуальных. А в Древнем Риме царь Нума Помпилий рекламировал своё общение с нимфой Эгерией.
В Древнем Египте жрецы, как и русские ведуньи, знали, что их знание не должно попасть в руки недостойных. И если кто-то подслушивал их совещания, то его убивали, вливая в уши расплавленный свинец.