Как на Руси «доделывали» детей | Сухарева башня
Загружаются новые записи...

Как на Руси «доделывали» детей

Новорожденный ребенок воспринимался нашими далекими предками как некий сырой материал, который еще требуется довести до ума или «доделать». Слабенький, беспомощный, соединенный пуповиной с детским местом малыш нуждался в ряде действий, следствием которых становилось его полное «вочеловечивание». Новорожденный, с которым не были проделаны эти манипуляции, считался «недоделанным».

Обрезание пуповины и захоронение плаценты

Обрезание пуповины являлось первым этапом «доделывания» малыша. Повитуха отмеряла от животика младенца три пальца и на таком удалении перерезала пуповину. Ни ближе, ни дальше этой своеобразной мерки резать было нельзя, иначе повзрослевший ребенок, как считалось, мог приобрести негативные характеристики: ветреность, несерьезность и пр.

Перерезали пуповину на твердых орудиях труда: топорище, прялке, дубовой или ольховой плахе. Это делалось для того, чтобы малыш был крепким и вырос умелым, трудолюбивым. Иногда пуповину резали на книге, чтобы дитя выросло умным и способным к учению. После этого наступало время похоронить плаценту. Ее обязательно нужно было закопать в землю, тем самым вернув в мир потусторонних сил. Предки верили, что так можно восстановить баланс между мирами и обеспечить матери плодовитость в будущем.

Купание, крещение и имянаречение

Вторым этапом «доделывания» новорожденного было его купание. Повитуха тщательно обмывала хрупкое тельце, одновременно приглаживая и как бы доводя до совершенства черты лица малыша. После обмывания кроху заворачивали в ношеную отцову рубаху, чтобы передать ему часть силы родителя. Одновременно этот обряд символизировал преемственность поколений, признание отцом своего ребенка.

Если ребенок выглядел болезненным и мог умереть без крещения, его обязательно окунали в святую воду. Повитуха имела право не только крестить таким образом младенца, но и дать ему имя. Если состояние здоровья дитя не внушало опасений, принимавшая роды женщина шла к батюшке договариваться о крестинах. Родители малыша давали ему в это же время первое – мирское — имя. Во время крещения новый человек получал свое второе – православное — имя.

Допекание, выкуп и крещение младенца

Для древних славян здоровье потомства имело огромное значение. Оно определяло будущую судьбу всей семьи. Чтобы новорожденный кроха набрался сил, его нередко «доделывали» в теплой, остывающей печи. Этот процесс назывался «допеканием». Ребенка раздевали, в некоторых регионах даже обмазывали тестом и на лопате сажали ненадолго в печку. В таком своеобразном инкубаторе ребенок как бы дозревал.

В других районах имел место обычай «продевать» болезненного малыша сквозь лошадиный хомут или материнскую рубаху. Делали это трижды. Процесс продевания символизировал возвращение ребенка в небытие с последующим рождением в мир реальный. Но и после этого малыш еще не считался полностью человеком. Его обязательно нужно было окрестить, а перед этим выкупить у повитухи.

Выкупали ребенка крестные родители. Они же готовили новорожденному обязательное приданое для крещения: новую рубашку, нательный крестик и поясок. Несли будущего крестника в церковь быстро. По дороге нельзя было оборачиваться назад, чтобы не привлечь злые силы. В это время «недоделанный» малыш был особенно уязвим. Только после обряда крещения он считался полностью защищенным и полноценным человеком.

Сухарева башня в Телеграм

Комментировать

Loading Posts...