Домовой в народных поверьях предстает незримым хранителем домашнего очага. Он помогает поддерживать порядок в доме и мир в семье, присматривает за домашней скотиной и отгоняет злых духов. По этой причине его еще называют «хозяином».
Добрый, но капризный дух
Присутствие в жилище домового рассматривалось как положительное явление, поэтому ему старались всячески угождать. Хозяйка клала немного еды за печку, на чердак или в подпол в зависимости от того, где, по ее мнению, мог прятаться домовитый «хозяин». Из-за пристрастия к печи у некоторых народов его еще звали «запечником».
Каждый первый день месяца невидимому хранителю домашнего очага полагалось обязательное подношение в виде конфет, печенья или других сластей. Не брезговал домовой и кашей, хлебными крошками, а порой даже не прочь был выпить стаканчик вина.
Все это оставлялось в небольшой мисочке в укромном уголке. Лакомства, конечно, никто не трогал, поэтому на следующий день их отдавали домашним животным, а вино выливали в огород. И все же существовали поверья, что надкушенный хлеб или печенье — это очевидный знак расположения домовенка.
С «хозяином» все домочадцы по-своему дружили. Если он шумел — «злился», — его старались задобрить. Если определенный гость домовому не нравился, того стремились поскорее спровадить. «Хозяин» мог даже указать на лошадь, которая по какой-то причине не пришлась ему по вкусу. «Неугодное» животное становилось вялым и болезненным. Тогда глава семьи менял его на лошадку другой масти.
Как увезти домового с собой
Переезд в новую избу воспринимался как настоящее таинство. Жилище нужно было не только освятить, чтобы в нем поселился покой и прибыль. Важно было также перевезти в него «своего» домового. Существовало несколько обрядов, связанных с переездом запечника в новое жилище. У восточных славян его выманивали хлебом-солью, ласково приговаривая: «Домовой-батюшка, пойдем со мной!»
Перевозили домового обычно в мешке или на лопате. В первом случае в мешок клали шило или уголёк из печи. Эти предметы считались материальным воплощением духа-запечника. Также домового можно было «посадить» на лопату, просто вынув ею немного угля из печи. Угольки в таком виде переносились в новую избу и сразу помещались в печь. После этого семья могла быть спокойна: «хозяин» переехал.
Самый распространенный способ связан с котом. Невидимый дух мог поселиться не только в указанных предметах, но и в домашнем животном. Обычно им была кошка. Перед тем, как покинуть старую избу, хозяйка кормила пушистую любимицу и, ласково приговаривая, приглашала запечника переехать с ними.
На новом месте кошку первой запускали в дом, чтобы домовой сразу стал его обживать и нашел себе уютное местечко по вкусу. Отсюда и пошла традиция «на счастье» впускать в квартиру первым кота (или кошку).
А иногда с запечником поступали и вовсе смешно: его сажали в лапоть и везли в новое жилище как барина. Лапоток тянули за собой на веревочке, что наверняка доставляло проказливому духу большое удовольствие.
Edmund Tuttle
13 октября, 2017… Когда переезжали на квартиру, бабушка взяла старый лапоть на длинном оборе, закинула его в подпечек и, присев на корточки, начала вызывать домового:
– Домовик‑родовик, – вот тебе сани, поезжай‑ко с нами на новое место, на иное счастье…
Дед заглянул в окно со двора и крикнул:
– Я те повезу, еретица! Попробуй, осрами‑ка меня…
– Ой, гляди, отец, худо будет, – серьезно предупредила она, но дед освирепел и запретил ей перевозить домового.
Горький Максим.Детство.
Глава 12