До принятия христианства на Руси бытовало язычество. Понятно, что с возникновением нового религиозного учения славяне, веками чтившие языческих богов, не могли сразу позабыть о них. Поэтому многие из них были просто заменены православными святыми.
Велес и святой Власий
Языческий бог Велес упоминается летописях и как Волос. Видимо, именно благодаря созвучию имен с принятием христианства функции Велеса взял на себя православный святой Власий. Как известно, в древности Велес слыл покровителем домашних животных, то есть скота. После крещения Руси за здоровье скотины верующие стали молиться святому Власию. Ведь, согласно житию, Власий обладал способностью исцелять животных от всяческих недугов. К тому же этого святого почитают в тот же день, в который когда-то почитали и Велеса – 11 февраля.
Перун и пророк Илья
Бог грома Перун «трансформировался» в пророка Илью. В старину, заслышав гром, наши предки говорили, что это Илья пророк на своей колеснице по небу ездит. Согласно Библии, при жизни Илья с помощью молитв не раз вызывал засуху и дождь, а также «низводил огонь с небес». Во времена язычества 2 августа, когда теперь православные верующие почитают пророка Илью, назывался Перуновым днем.
Мокошь и Параскева Пятница
Мокошь – одна из немногих языческих богов в женском обличье. Мокошь оказывала особое покровительство женщинам, помогала им в хозяйстве и рукоделии, а также в семейной жизни. Со временем Мокошь превратилась святую Параскеву Пятницу (Льняницу), которая тоже считается женской заступницей и хранительницей домашнего очага. Однако женская половина населения Руси так не хотела расставаться с любимой богиней, что еще несколько веков после принятия христианства ей поклонялись тайно и даже продолжали приносить жертвоприношения, бросая в колодец пряжу или нитки. В пятницу, в день почитания Мокоши, а затем и Параскевы, хозяйки откладывали все домашние дела: не стирали, не шили и не пряли.
Сварог и Кузьма и Демьян
Черты славянского бог-кузнеца Сварога переняли сразу двое святых Кузьма и Демьян. Имена братьев зачастую соединяли в одно – Кузьмадемьян. Этих святых считали своими покровителями все работники кузниц, которые почитали за грех трудиться 1 ноября — на Кузмудемьяна. Кроме того на Руси братья слыли и куриными покровителями. В деревнях в честь этих святых принято было разводить костры и сжигать петуха. Точно такой же обряд исполняли язычники, поклонявшиеся Сварогу.
Стрибог и Мирон Ветрогон
Стрибог – повелитель ветров и воздуха в целом – отмечал свой праздник в конце августа, тогда же почитают теперь и святителя Мирона, прозванного в народе Ветрогоном. Как ни странно, согласно поверьям, именно на Мирона наблюдается особенно ветреная погода. «Мироны-ветрогоны пыль по свету гонят, о красном лете стонут» — говорили наши предки.
Ярило и святой Юрий (Георгий)
Юрьев день отмечается 23 апреля, именно тогда, когда наши предки почитали бога Ярилу – бога солнца и весны. Кроме схожего звучания (-яр и -юр) у языческого божества и христианского святого есть еще много общего. Например, оба они являются олицетворением победы: Ярило символизирует победу весны над зимой, а святой Георгий покровительствует воинам.
Неделька и святая Анастасия
Славянское божество с ласковым именем Неделька сменила христианская святая Анастасия. Свой праздник Неделька отмечала в воскресенье. Работать в этот день было запрещено, в противном случае Неделька могла каким-либо образом свести все труды на нет. Примечательно, что имя Анастасия в переводе с греческого обозначает «воскресенье».