Каким должен быть духовник | Сухарева башня
Загружаются новые записи...

Каким должен быть духовник

Делимся важными заключениями о сущности и необходимых свойствах духовного наставника. Это высказывания писателя и философа митрополита Сурожского Антония и профессора Московской духовной академии Алексея Осипова.

Митрополит Сурожский Антоний (Блюм)

«Говоря о духовности, надо помнить, что духовность заключается в том, что в нас совершает действие Святого Духа. И то, что мы называем обычно духовностью, – это проявление этого таинственного действия Духа Святого. И это сразу нас ставит по отношению к духовничеству в очень четкое положение. Потому что тогда речь идет не о том, чтобы воспитывать человека по каким-то принципам и научить его развиваться, в молитве ли или аскетически, по каким-то трафаретам, – духовничество будет заключаться в том, что духовник, на какой бы степени духовности он сам ни находился, зорко следил за тем, что над человеком и в человеке совершает Святой Дух, и взгревал бы Его действие, защищал бы против соблазнов или падений, против колебаний неверия. И в результате этого духовническая деятельность может представиться, с одной стороны, гораздо менее активной, а с другой – гораздо более значительной, чем мы часто думаем».

«Большая опасность, которой подвергается молодой неопытный священник, полный энтузиазма и надежды, заключается в том, что часто молодые люди, выходящие из богословских школ, воображают, будто рукоположение их наделило и умом, и опытностью, и «различением духов», и делаются тем, что в аскетической литературе называли «младостарчеством». То есть молодыми людьми, не обладающими еще духовной зрелостью, не обладающими еще тем знанием даже, которое дает просто личный опыт, но которые думают, что их научили всему тому, что может им помочь взять кающегося грешника за руку и возвести от земли на небо. Молодой священник, в силу своего священства, – не потому, что он духовно опытен, не потому, что Бог его к этому привел, – начинает руководить своими духовными детьми приказами: этого ты не делай; это ты делай; такую-то литературу не читай; в церковь ходи; отбивай поклоны… И в результате получается некая карикатура духовной жизни у его жертв, которые делают всё то, что, может быть, делали и подвижники, – но они делали это из духовного опыта, а не потому, что они дрессированные животные. А со стороны духовника это – катастрофа, потому что он вторгается в такую область, в которую у него нет ни права, ни опыта вторгаться. Я настаиваю на этом, потому что это насущный вопрос для священства».

«Старцами можно быть только по благодати Божией, это харизматическое явление, это дар. И научиться быть старцем нельзя, – так же, как нельзя выбрать своим путем гениальность. Мы все можем мечтать о том, чтобы быть гениальными, но мы отлично понимаем, что Бетховен или Моцарт, Леонардо да Винчи или Рублев обладали такой гениальностью, которой нельзя научиться ни в какой школе, и даже длительным опытом нельзя научиться, и которая является Божественным даром благодати».

«Отцовство заключается в том, что какой-то человек – и это может быть даже не священник – родил к духовной жизни другого человека. И этот человек, вглядевшись в него духовного отца, увидел, как старое присловье говорит, в его глазах и на его лице сияние вечной жизни, и потому мог к нему подойти и просить быть его наставником и руководителем. Второе, что отличает отца, – это то, что отец одной крови как бы и одного духа со своим учеником, и может его вести, потому что между ними есть истинное, не только духовное, но и душевное созвучие. Вы, наверное, помните, как в свое время пустыня египетская была перенаселена подвижниками и наставниками, и однако люди не выбирали себе наставника по признаку его выдающейся славы, не шли к тому человеку, о котором говорили больше всего хорошего, а находили такого наставника, которого они понимали, и который их понимал».

«Обыкновенно мы говорим о послушании как о подчиненности, подвластности, а очень часто и порабощении духовнику или тому, кого мы назвали, совсем напрасно и во вред не только себе, но и священнику, духовным отцом или своим старцем. Послушание заключается именно в том, что я говорил, – в слушании всеми силами души. Но это обязывает в равной мере и духовника, и послушника; потому что духовник должен прислушиваться всем своим опытом, всем своим существом и всей своей молитвой, и, скажу больше, всем действием в нем благодати Всесвятаго Духа, к тому, что совершает Дух Святой в том человеке, который ему доверился. Он должен уметь проследить пути Духа Святого в нем, он должен благоговеть перед тем, что Бог совершает, а не стараться воспитать либо по своему образцу, либо по тому, как ему кажется, человек должен бы развиться, жертву своего духовного водительства».

Профессор богословия Алексей Осипов

«Опасность нашего времени в том, что все бросились искать не духовников, а чудотворцев и прозорливцев – тех, которые ответили бы нам на любой жизненный вопрос, не имеющий никакого отношения к христианству: корову мне покупать или козу, жить в Харькове или в Одессе, покупать такую квартиру или сякую? При этом мы ищем человека, на которого можно все погрузить, который бы за нас все решал».

«Главное условие: духовник не должен подчинять себе. Приходится постоянно наблюдать, как люди ищут себе рабовладельца, который бы приказывал. И часто такие находятся. Говорят: «Ко мне пол Москвы ходят». Избави Бог выбирать духовником таких тщеславных людей, которые ждут себе послушания. Которые говорят советы от себя. Духовник может говорить только от святых отцов. Надо искать духовника, который знает святых отцов и нам советует, а не благословляет».

«На духовника часто смотрят как древние язычники на оракулов — были такие места, где оракулы возвещали волю богов. И у нас смотрят на духовника не как на старшего друга, а как на того, кто вещает от самого бога. Тогда наступает беда. Христос даже своим ученикам, помните, что сказал? «Не называю вас рабами, а называю вас друзьями». Поэтому, когда вы видите, что духовник относится к вам не как к друзьям, а приказывает, бойтесь таких. Когда человек начинает приказывать – это первый признак, что он в гордыне и надо бежать от него как от огня. Когда человек начинает играть в прозорливость недомеками и намеками, которые можно истолковать по-разному, бойтесь. Духовник должен быть другом. Он должен помогать нам именно в духовных вопросах, и помогать не от себя, а от святых отцов. Тогда вы можете постепенно с ним сближаться и то, никогда не вручать ему себя сразу».

Сухарева башня в Телеграм

Комментировать

Loading Posts...