Мифическая богиня – мать всего сущего – олицетворение плодородия и женского начала. Практически у каждого из народов мира есть предания о некой прародительнице, от которой произошли все: и боги, и люди. Например, фригийцы, а за ними – хетты, греки, римляне и кельты поклонялись таинственной Кибеле, которую почитали как Великую мать. Удивительно, но жрецы этой богини часто становились кастратами по собственной воле. Почему же они так поступали?
Богиня-мать
Кибела (другие имена – Цибела, Кибеба, Кубаба) – одна из самых древних богинь, известных людям. Великой матери поклонялись еще в эпоху неолита. Самые первые сведения об ее культе ученые нашли в исторических памятниках, датированных II тысячелетием до н.э.
Изначально Кибелу почитали жители Фригии – древнего государства, которое располагалось на территории современной Турции. Сравнимая с египетской Изидой и шумерской Инанной, она сочетала в себе качества сразу нескольких античных богинь. Но в первую очередь Кибелу ассоциировали с Деметрой, отвечающей за плодородие и земледелие, и Реей – матерью Зевса.
Богиню изображали как высокую и статную женщину в накидке и с короной на голове, причем этот царственный головной убор выглядел как подобие башни: высокий и конусообразный. Рядом с Кибелой всегда находились ее символы: лев и сосна. В руках богиня держит тимпан – ударный музыкальный инструмент, а также скипетр или колосья пшеницы. Все эти символы олицетворяли величие Кибелы.
Культ этой богини, зародившийся в Малой Азии, быстро распространился на соседние государства, попавшие в сферу военного, политического и культурного влияния фригийцев. Впрочем, народы, поклонявшиеся Кибеле, часто ассоциировали ее с местными женскими божествами, ответственными за плодородие. Так делали кельты, хетты, греки, римляне и представители других древних государств.
Черный камень Кибелы
Интересно, что с культом Кибелы мистическим образом связан некий черный камень, который, по преданию, упал с неба. Вероятнее всего, речь идет о куске метеорита. Если верить античным авторам, на этом небольшом камне, который был неправильной формы, самой природой запечатлен женский лик. Верующие думали, что это портрет богини.
Почитаемая реликвия хранилась в святилище фригийского города Пессинунта, пока в 204 году до н.э. камень не перевезли в Рим, где его торжественно установили в храме Победы. Жители вечного города верили, что Кибела поможет им одержать верх во Второй Пунической войне, одолеть армию Карфагена, которой руководил известный полководец Ганнибал. Так или иначе, вскоре римляне, и впрямь, победили врага, а культ фригийской богини приобрел у них официальный статус.
Отголоски поклонения Кибеле нашли свое отражение и в христианстве, трансформировавшись в почитание девы Марии. Из-за священного камня Великая мать стала ассоциироваться в народе с черным цветом. Статуя Мадонны с младенцем, установленная в храме французского города Шартра, считается изображением древней богини, поскольку данная скульптура тоже черного цвета. Подобных статуй немало в европейских храмах.
Примечательно, что традиция поклонения метеоритам (упавшим с неба камням) существует и в других религиях. Например, мусульманская святыня – черный камень Каабы, который находится в Мекке.
Легенды об Аттисе
Хоть она и богиня, но все же женщина. Поэтому у нее есть возлюбленный. Согласно легенде, этой чести удостоился красивый фригийский юноша по имени Аттис, который был простым пастухом или охотником – версии разнятся.
Культ Кибелы содержит две истории о возлюбленном богини. Первая связана с темой смерти и воскрешения. Люди верили, что могущественная Кибела способна преодолеть даже непреложные законы мироздания. И когда Аттис погиб, растерзанный огромным диким кабаном, богиня сумела воскресить своего возлюбленного. Приверженцы ее культа каждый год, в день весеннего равноденствия, праздновали символическую победу жизни над смертью.
Однако могущественная Кибела была способна и сурово покарать человека, она требовала от своих почитателей полной отдачи. С этим связана вторая из известных нам легенд об Аттисе. Юноша дал обет верности богине, поклявшись никогда не вступать в интимные отношения ни с одной женщиной. Но нарушил свое слово, сделав «это» по одной версии – с нимфой, по другой – с дочерью царя.
Разумеется, Кибела была в ярости, узнав об измене возлюбленного. В порыве раскаяния Аттис сам оскопил себя острым камнем, чтобы доказать богине свою преданность и лишиться возможности изменять в дальнейшем. Говорят, что затем юноша был превращен в сосну – священное дерево культа Кибелы.
Жрецы-кастраты
Римляне именовали жрецов Великой матери «галлусы» (gallus – на латыни). Поскольку название одного из соседних племен «галлы», и два этих слова звучат очень похоже, в исторических исследованиях возникла путаница. Многие авторы позднего периода Античности ошибочно посчитали, что обязанности жрецов Кибелы в Риме исполняли исключительно представители галльского народа, проживавшего на территории современной Франции.
Впрочем, в вечном городе галлов было немало, изначально их завозили туда в качестве рабов, затем они выкупали себе свободу. И хотя галлы вполне могли быть среди служителей культа великой богини, не обязательно все они являлись жрецами.
В день весеннего равноденствия Рим торжественно отмечал праздник, посвященный Кибеле. Служители ее культа устраивали красочное шествие. Они наряжались в женские одежды в знак почтения к божеству, символизирующему плодородие, надевали украшения. Нарядные жрецы играли на музыкальных инструментах (в основном, барабанах и дудочках), пели и танцевали. Входя в экстаз, они клялись Кибеле в верности.
Примечательно, что подобно Аттису приверженцы культа Великой матери, оскопляли себя, демонстрируя тем самым преданность богине. Все они были кастратами, так как отвергали свою мужскую силу, принося ее в жертву Кибеле. Так мужчины приобщались к великой женской силе, почитая ее выше собственной природы.
Этот факт, а также принятый среди галлусов обычай ходить в женской одежде, красить свои лица и часто использовать ароматные благовония, породил среди римлян слухи, что все жрецы Кибелы являются представителями нетрадиционной сексуальной ориентации. Впоследствии, из-за досадного сходства слова «галлусы» с этнонимом «галлы» негативное отношение простого народа к гомосексуалистам перекинулось и на представителей вышеупомянутого племени.
Молодые люди, желающие стать жрецами Кибелы, прямо во время праздника богини оскопляли себя на глазах у зрителей, пришедших поглазеть на ритуальное шествие, похожее на современные гей-парады.
Впоследствии римские власти, осознав пагубность подобных религиозных практик, постарались ограничить служителей культа, ведь многие оскопившие себя юноши умирали. Молодым горожанам даже официально запретили вступать в ряды галлусов.
Впрочем, культ Кибелы постепенно сам пришел в упадок к IV веку и был вытеснен набиравшим последователей христианством, как и другие языческие верования.