Литовский язык – один из самых древних из ныне существующих. И Литва вплоть до XVII века являлась живым реликтом верований далёкой древности.
Речь идёт о культе Криве-Кривайтиса и его жрецах вайделотах. В основе лежала древнейшая общемировая религия: поклонение Солнцу, девственности, змее, быку, огню. Также в большинстве этих культов по всему миру присутствовали неистовые обряды-мистерии, нередко с сексуальным уклоном: участники доводили себя до невменяемости при помощи психотропных средств. Этот набор в той или иной комплектации имел всемирное распространение ещё в палеолите.
Откуда произошло название культа?
Идут споры о происхождении названия культа верховного жреца Криве-Кривейтиса (или Кирвайто). Высказано предположение, что слово происходит от священного атрибута — кривого жезла. Версия нелогична, поскольку слово явно заимствованное, имеет варианты произношения и адаптировано под местное понимание. Согласно лингвистике, гласные о-а могут пропускаться, е-и и в-б меняться, и мы получаем созвучие с названием азиатских жрецов Реи-Кибелы: корибанты. Они как раз были известны своими неистовыми мистическими танцевальными обрядами.
А вот название рядовых жрецов – вайделоты – несомненно согласуется с индоевропейскими названиями «веды», «ведун», «ведунья».
У литовцев был чрезвычайно популярен культ дев-вайделоток. Именно они обязаны были хранить священный неугасающий огонь.
Мужчины-вайделоты имели право жениться. В их обязанности входило принесение жертв богам, гадание, магия, назначение праздников, судейские функции.
Почему у древних народов было принято поддержание культа девственности?
Возможно, современная наука способна на это ответить. Выяснено, что человек в зависимости от своих мыслей и эмоционального наполнения излучает энергетические вибрации различной частоты. Чем чище и благороднее духовный мир, тем выше вибрации.
По-видимому, женщины этими тонкими излучениями намного мощнее влияют на окружение, чем мужчины. Если женщина обладает высокой духовностью, она тем самым защищает не только тех, с кем непосредственно общается, но и всех, кто находится с ней на одной территории. То есть храм с девушками, обладающими определённой закалкой, давал защитный бонус всем согражданам.
Верховный жрец Кривейто был пожизненным понтификом. Когда он чувствовал, что более неспособен исполнять свои обязанности, приносил себя в очистительную жертву богам за весь народ. Прусская летопись перечисляет 20 верховных жрецов, которые окончили свои дни на жертвенном костре.
Знаменитая вайделотка Бирута
Одним из сыновей великого князя Гедимина был Кейстут. По завещанию ему досталась пограничная Жемайтия и Тракай – мощный приземистый замок, выстроенный на острове посреди озера. В отличие от брата Ольгерда Кейстут был прямым и бесхитростным человеком. Д.М.Балашов назвал этого князя-язычника последним рыцарем Литвы. История его женитьбы очень романтична. Во время посещения храма Кейстут увидел прекрасную жрицу-вайделотку – высокую, стройную, с удивительными синими глазами. Любовь до такой степени завладела молодым князем, что он решился на святотатство: похитил прекрасную деву и женился на ней. Они прожили трудную и счастливую жизнь, вырастив сына Витовта, отстояв Жемайтию от вражеских набегов. Погубил супругов-язычников их племянник Ягайло: Кейстута уморил в тюрьме, а престарелую Бируту по приказу князя-католика побили камнями за… нарушение клятвы вайделотки. Их сын Витовт бежал из тюрьмы благодаря самопожертвованию девушки-прислуги.
Последний Кирвайто
Согласно летописи, последним верховным жрецом города Вильно (Вильнюса) был Лиздейка, сын Наримунта, внук Гедимина. Он был весьма светским человеком. В годы правления князя Ягайло, видя, что литовские войска не в состоянии обороняться от тевтонов, он заявил своим почитателям, что раз так – значит католическая вера сильнее, и посоветовал всем креститься. За это его чуть не убили, но жрец сумел бежать в Польшу и принял католическое крещение вместе с Ягайло. Князь женился на наследнице польского престола, а бывший жрец получил дворянский титул и стал родоначальником княжеского рода Радзивиллов.
После присоединения Литвы к Польше жрецы Криве-Кривейто уходили всё дальше в леса. Последний известный жрец умер в XV веке. А поклонение культу было зафиксировано ещё в XVII веке.