На Руси испокон веков воде приписывали различные магические свойства. В частности, считалось, что особой силой обладает так называемая «непочатая» вода.
Какую воду называли «непочатой»?
Этнограф Л.Н. Виноградова пишет: «Для обрядовых и магических целей могла быть использована лишь такая вода, которая отвечала определенным требованиям: это должна была быть не только свежая, вновь набранная, но и “непочатая” вода, т. е. зачерпнутая из источника раньше всех других жителей села до восхода солнца. Такую воду называли непочатая, непитая… Ходить за такой водой следовало натощак, молча, ни с кем не разговаривая и не здороваясь со встречными».
Наливая воду, нужно было зачерпывать ее только по направлению с запада на восток. Нельзя было отливать из ведра или зачерпывать ее вторично. «Среди способов добывания магической воды, — сообщает Л.Н. Виноградова, — упоминаются правила, согласно которым воду в источнике надо было зачерпывать новым ведром (кувшином), наполнять сосуд с первого раза, не доливая его и не отливая из него, а затем нести проточную воду к дому, не оглядываясь по дороге… При набирании воды из источника следовало креститься самому и крестить воду; на берегу и прибрежных кустах люди оставляли в дар воде части своей одежды, лоскуты, нитки, отрезы полотна».
Наиболее сильной считалась вода, набранная из трех, а лучше семи или девяти источников. Это могли быть родники, ручьи или колодцы. Именно такую воду рекомендовалось использовать для обрядовых и магических целей.
Обычно набирали непочатую воду в особые дни: в утро Рождества или Нового года, на Сретение, в Великий четверг или пятницу, в день Ивана Купалы. Соответственно ее называли рождественской, сретенской, четверговой, купальской и т.д.
Что делали с непочатой водой?
Непочатой водой принято было умываться. Ею поили больных, окропляли ею скотину, хозяйственные постройки, пчелиные ульи. Давали эту воду пить матерям грудных детей для того чтобы сохранить и увеличить количество молока. Для этого непочатую воду требовалось освятить. С этой же целью женщинам рекомендовали мыться в проточной воде.
Купали в такой воде и младенцев. Брали ее только из проточных источников, нельзя было нести ее в чугунном ведре или котелке. Когда эту воду приносили в дом, никто не имел права до нее дотрагиваться или пить. Ее сливали в корыто, добавляя воду, освященную на Крещение или на Пасху. Для купания мальчика воду грели в горшке, девочки – в кувшине, чтобы, когда вырастет, была стройной.
Иногда на непочатой воде месили хлеб. Впрочем, этот обычай был больше распространен у болгар, чем у русских. Делалось это обычно на Юрьев день. Набирать воду должны были парень или девушка, у которых живы оба родителя. Такой хлеб ели для здоровья и благополучия.
Защитные функции
По поверьям, непочатая вода помогала и от сглаза. Так, в Покутье, чтобы снять сглаз, в воду бросали угольки от сожженных жгучих или колючих растений – например, крапивы, боярышника или шиповника. Затем сливали ее на дно стоящего на пороге перевернутого ведра и просили того, кто предположительно стал жертвой сглаза, смотреть на воду и говорить, что он видит. В воде показывалась причина сглаза или человек, который его навел. После этого воду переливали в миску и давали человеку испить, а остатки лили ему за пазуху.
Применяли непочатую воду и при подозрении на порчу. Набирать такую воду можно было даже сразу после полуночи. Считалось, что наибольшей силой для защиты от негативных воздействий обладает вода, набранная в ночь со среды на четверг.
Также непочатую воду использовали для гаданий. Чтобы привлечь изобилие, достаток и благополучие, емкость с водой закапывали в поле, саду, огороде. Были даже случаи, когда сосуд с непочатой водой закладывали при строительстве в фундамент дома, чтобы служил магической защитой.
В общем, функции непочатой воды были разносторонними. Хотя верующим, наверное, все-таки лучше использовать святую воду, принесенную из церкви, и не проводить магические ритуалы.