В Речи Посполитой наблюдалась самая высокая концентрация евреев. Государства, наследники Речи Посполитой (Польша, Белоруссия, Литва и Украина) и сегодня населены большим количеством их потомков.
Миграция еврейского народа
Во времена раннего средневековья основная часть евреев проживала на территории Киевской Руси и центральной Европы. Монгольское завоевание южнорусских княжеств стало причиной их миграции в Польское Королевство и Великое княжество Литовское. Раввины в своих хрониках уже в XI веке свидетельствовали о присутствии еврейских общин в Кракове
Две волны еврейской миграции из Германии в Польшу (XIII и XIV столетия) были обусловлены привилегиями, которые предоставлялись иудеям для занятий экономической деятельностью. Хоть Польское государство и не гарантировало мигрантам законные протекции для продажи товаров и оказания услуг, так как на западе, но со временем иудеи смогли наладить связи с королевским престолом, которые обеспечивали взаимовыгодное сотрудничество. Евреи исправно платили налоги в казну, что обеспечивало лояльное к ним отношение.
Протекция польского короля
Король Болеслав Благочестивый в 1264 году издал хартию, по которой евреи получили привилегии на деятельность и проживание в Малой Польше. Этот документ закрепил взаимную выгоду. Евреям обеспечивалась неприкосновенность имущества и жизни, разрешала свободно исповедовать свою веру. Судебные разбирательства по делам евреев перешли под юрисдикцию короля или воеводы (его наместника). Хартия вводила некоторые ограничения на обвинения иудеев.
Однако, изданная хартия не обеспечивала полной законодательной защиты и не регулировала правила для жизни евреев в Польском Королевстве. В 1267 году церковный собор Вроцлава постановил, что они должны жить в отдалении от христиан. Предусматривалось, что в каждом польском городе будет выделен один квартал, на котором возводилась синагога.
Евреи должны были носить отличительные знаки. Они не могли нанимать прислугу из числа христиан. Местным жителям не разрешалось приобретать у них продукты. Святые отцы считали, что поляки должны избегать контактов с иудеями, поскольку они являлись пришлым народом.
Любовь короля
В 1364 году привилегии мигрантов были распространены королем Казимиром III по всей территории Польши. По слухам, этому способствовало его увлечение еврейкой Эстеркой. Она славилась красотой и имела влияние на короля. Казимир пригласил ее жить в свой Краковский дворец. Результатом совместной жизни этой пары стало многочисленное потомство. Девочки воспитывались в иудаизме, а мальчики стали католиками. Сыновья от этого брака были родоначальниками знатных польских родов.
Казимир даже распорядился воздвигнуть на границе с Краковом небольшое еврейское местечко. Благодарные жители назвали его Казимежем. После того, как территория Кракова разрослась, он стал одним из районов города. Здесь жили не по закону Польского Королевства, а по заповедям Талмуда. Казимир неоднократно посещал район, подолгу беседуя с умными евреями. Его уважительное отношение к мудрым представителям этой нации замечали многие придворные.
Отношение к мигрантам
В XVI веке численность евреев на территории Речи Посполитой постоянно увеличивалась. Из 11 миллионов общего числа ее жителей иудеи составляли 800 тысяч. Здесь они не были стеснены большим количеством запретов, как в соседней Германии. Это обеспечивало высокий уровень постоянной миграции.
Свобода и привилегии евреев не нравились многим полякам. В 1485 году был издан запрет представителям предприимчивого народа заниматься любыми видами деятельности, кроме заклада и ростовщичества. Документально подтверждено, что в 1521 году главы львовского священного магистрата жаловались на то, что иудеи лишили сограждан других наций возможности заниматься торговлей. Христианам не оставалось источников к пропитанию, кроме тяжелых видов труда. Однако, из Познани не было ответа. Король не хотел лишать себя налогового потока, который обеспечивал мощный еврейский пласт. От него во многом зависела финансовая стабильность в государстве.
Евреи постепенно заняли одну из самых выгодных ниш. На эту сферу деятельности не претендовали представители других вероисповеданий и народностей. Они взяли на себя миссию посредничества между горожанами и крестьянами. Предприимчивые Мойши скупали сырье у крестьян и продавали его горожанам. После переработки они выкупали готовые изделия у промышленников и продавали их земледельцам.
Такая деятельность требовала особой смекалки. Многие из них могли приспосабливаться, лавировать интересами продавцов и покупателей, извлекая выгоду практически из воздуха. Хоть «навар» от такого предпринимательства был и небольшой, но он позволял содержать еврейские семьи с многочисленным потомством. Они никогда не были богаты, но расчетливость и организованность иудеев, их бережливость и неприхотливость в быту, стала причиной того, что им завидовали почти все.
А между тем, заниматься таким трудом не хотели коренные жители. Во-первых, это считалось зазорным, во-вторых – очень хлопотно и рискованно. Допустив малейшую ошибку в расчетах, можно было «прогореть» и потерять все вложенные деньги.
К концу же XVI века евреи выходят из-под власти короля. В это время их деятельность стала привлекать внимание магнатов. Представители этого обособленного феодального сословия открывают кабаки, строят дороги и больницы, заводят мануфактуры и даже заводы. Так они становятся владельцами важных объектов транспортно и хозяйственно-бытовой инфраструктуры Польского Королевства. В них нуждаются еще больше, и начинают считаться с их мнением.