За многие годы колонизаций, рабовладельческой практики и христианизации верования коренных африканских народов вобрали в себя признаки других религий и превратились в гремучую смесь под названием «сантерия». Распространено и второе ее наименование — Ла-Регла-де-Оча—Ифа. Оба слова заимствованы из испанского языка.
Название «сантерия» происходит от слова santo, что в переводе с испанского обозначает «святой». Придумали его белые переселенцы и путешественники из Испании, подметившие, как неистово африканцы поклоняются разным святым. Сами последователи сантерии считают это определение презрительным и унижающим достоинство религии, поэтому используют наименование «лукуми».
Распространенность
Подсчитать количество последователей сантерии довольно сложно, и точных данных нет до сих пор. Обитают они на Кубе, в США и ряде других стран, где проживают переселенцы из Африки. Подсчитать число адептов этой религии сложно еще и потому, что многие из них ходят на службы в католические храмы и скрывают свое истинное вероисповедание.
История формирования
В ученых кругах эту религию называют синкретической, что указывает на ее происхождение и характер. Синкретизм — соединение, слияние разных вещей/явлений, в результате которого образуется некий третий «продукт», обладающий характеристиками всех входящих в него элементов. То же самое можно сказать и о сантерии.
Эта религия родилась из слияния языческих верований коренных африканских народов и католицизма. Все началось в XVI веке, когда из Западной Африки начали массово вывозить рабов. «Белые хозяева» пытались их обратить на Кубе в католичество, но эти попытки потерпели крах. Уж слишком сильно африканцы срослись с верой своих дедов-прадедов. Даже будучи официально обращенными, они продолжали тайно проводить языческие ритуалы.
За несколько веков такая практика стала обычной. Попытки обратить аборигенов Африки в католичество вылились в рождение новой религии, сантерии. Базой для нее стали верования народов йоруба и конго. Богослужения обычно проводятся с применением католической атрибутики, но почитаются как католические святые, так и духи-ориша из пантеона народа йоруба.
Уникальность религии кубинцев
На протяжении трех веков сантерия существовала как живой организм, претерпевая на пути формирования различные трансформации. Окончательно она сложилась лишь к XIX веку. Изучила и описала эту религию Лидия Кабрера, кубинская писательница и исследовательница афрокубинскогокультурного наследия.
Сейчас сантерия существует как уникальный симбиоз почитания предков, православных святых и духов-эманаций бога-творца Олодумаре языческого культа народа йоруба. Верующие ходят на католические мессы, в то же время практикуя традиционные африканские гадания Ифа и обряды Вуду. Огромное значение для этой культуры имеют спиритизм, жертвоприношения и ритуалы инициации.
Трижды в год кубинцы проводят церемонию «кормления священных камней» только что пролитой кровью жертвенных животных. Своеобразные мессы под бой барабанов проходят в доме жрецов-сантеро. На алтаре можно увидеть как изображения христианских святых, так и языческую атрибутику. Верующие исполняют ритуальные пляски, ожидая, когда на одного из присутствующих сойдет дух ориша.