Шаманизм на территории Евразии возник в Сибири и Средней Азии. Он сильно повлиял на формирование мировоззрения и верований проживающих там народов. Само понятие «шаман» пришло из языка тунгусов. Многие исследователи этого явления небезосновательно полагают, что самые сильные шаманы обитают как раз в России.
Избранники духов
Шаманизм базируется на вере в то, что одаренные особыми качествами люди могут общаться с духами и богами. Для начала такого общения необходимо произвести специальные ритуалы, в тонкости которых посвящены лишь немногие. Шаманов верующие в них народы воспринимают как настоящих посланников истины.
Человек, способный нести эту истину, избирается самими духами. Чтобы услышать их волю, он совершает ритуальные пляски и входит в транс. Пребывая в нем, шаман становится чем-то вроде проводника божественной воли. Аналогичные сибирскому и азиатскому шаманизму верования существуют у народов Океании, севера Америки и Индонезии.
Статус шамана можно получить в двух случаях: по наследству или будучи избранным родом. Тунгусы «назначают» шамана, а у алтайцев он предлагает свою кандидатуру сам. Все эти традиции, как и само культурное явление, сформировались еще в эпоху бронзового века. Шаманизм по праву можно считать древнейшей из всех существующих на Земле религий.
Чуткие к воле богов
У среднеазиатских и сибирских народов шаманы могут общаться с духами природы, обитающими на небе и в подземном царстве божествами, а также душами умерших членов рода. Избранный на время впадает в экстатическое сумеречное состояние, благодаря чему может видеть и разговаривать с этими сущностями. В редких случаях момент общения воспринимается как одержимость духом.
Шаман наделен способностью укрощать огонь, вызывать дождь, общаться с животными и пр. Это придает ему черты мага. Религиевед Мирча Элиаде считал, что шаманы — скорее мистики, нежели «духовные пастыри» народа. Они просто пересказывают увиденное и пережитое, но не занимаются их толкованием.
Как выбирают шаманов
У большинства малых народов Сибири эта «должность» передается по наследству. Но если сын прежнего шамана не способен впадать в транс и слышать волю духов, ему ни за что не заменить отца на высоком посту. Потенциальный гуру обязан владеть разными шаманскими практиками, видеть полные мистических символов сны, знать имена духов и понимать их язык. Без всех этих навыков от шамана мало толку.
Воргулы (народность манси) определяют будущего «вестника духов» по ряду признаков. Обычно служение передается по наследству. В семействе шамана может быть несколько отпрысков. Наследником отца или матери (у манси шаманами становятся и женщины) будет малыш с особыми качествами. Ими считаются эпилептические припадки, нервозность, повышенная эмоциональность.
Воргулы верят, что только человек с такой организацией нервной системы может слышать речь духов. Ханты тоже придерживаются мнения, что человек наделяется шаманскими способностями с рождения.
Сибирские самоеды практикуют магический ритуал. После смерти шамана его сын вырезает из древесины символическую руку усопшего. Согласно древнейшим верованиям, через этот предмет прежний колдун передает силу своему преемнику. У якутов роль такой руки играет дух-покровитель эмеген. Он вселяет в кого-то из родственников покойного шамана, провоцируя у того приступ бешенства.
У тунгусов престарелый гуру сам выбирает ученика, которым может быть его взрослый внук или просто любой посторонний. Затем следует долгий процесс обучения «премудростям искусства». У бурятов шаманом становится особым образом отмеченный человек. Такой меткой может быть удар молнии или падение камня на голову претендента. Интересно, что на одежде тувинских шаманов тоже изображается молния.
Самый известный на сегодняшний день шаман — тувинец Николай Ооржак — занимается и целительством. Он состоит в Российской академии народной медицины. В Туве есть целых 3 официальных шаманских центра — Адыг-Ээрен, Тос-Дээр и Дунгур, — так что интересующиеся этой темой люди могут получить исчерпывающую информацию из первых рук.