Попробуем вообразить себе ситуацию, в которой современная девушка надевает корону. Венчаются в наши дни далеко не все, конкурсы красоты тоже выигрывают единицы. В общем, у среднестатистической барышни шансов очень мало, а ведь ещё в прошлом веке на Русском севере через это проходила каждая, и не только в стенах церкви.
Короны невест
Простота и минимализм отлично сочетаются с юностью и врождённой природной красотой. Хорошо понимая это, наши предки одевали дочерей так, чтобы видны были ещё детские густые волосы, ровное личико, иногда и руки до локтей. А в праздничные дни и перед свадьбой этот принцип имел особое значение: скромная девичья повязка нередко заменялась на высокий, порой, в целый локоть, венец. Сквозь хитросплетения его мотивов тоже видны были аккуратно расчёсанные на прямой пробор волосы. Трудно представить себе более уместный и в то же время, богатый убор, особенно если он дополнялся фатой.
Когда фотографии старинных девичьих венцов («корун») появляются в сети, особенно внимательные сразу начинают задавать вопросы: из чего сделаны эти ажурные конструкции? Неужели, выкованы из металла? Может, сплетены из бисера и проволоки? Если нет, то как они держат форму? Как ни странно, всё это вышивка, а точнее, «сажение по бели» — древнее, очень трудоёмкое и почти забытое искусство.
Множество слоёв ткани и картона складывали друг на друга, это служило основой, затем, прошивая насквозь, сверху прокладывали жгуты из обыкновенных белых ниток и «сажали» жемчуг и стеклянные стразы. Затем полотно прорезалось, становилось легче и прозрачнее. В некоторых случаях весь контур просто вышивался золотной нитью в несколько слоёв.
Для того, чтобы венец не осел и не деформировался, его проклеивали составом из муки или размятого в воде хлеба. Справиться с этой работой могли сами крестьяне, тем более, что мастерство играло значительно большую роль, чем дороговизна материалов. Венец удобно сгибался вокруг головы и сзади его края связывали лентами, что позволяло даже регулировать размер. Великолепным дополнением служил саженый жемчугом косник, который при помощи лент крепили там, где волосы оканчивались неприглядным ломким хвостиком, таким образом, пряча его среди украшений и выпрямляя причёску под весом этого аксессуара.
Вот тебе кокуй, с ним и ликуй
«Их жен не отличить от первейших боярынь», — жаловался на русских крестьян хорватский богослов Юрий Крижанич в середине XVII века.
Обилие жемчуга в нарядах самых простых людей поражало его и вводило в заблуждение, в Европе это было неслыханно. Особенно много богатого галуна, золотных нитей и жемчугов встречалось на кокошниках, которые, как раз, и носили замужние женщины, соревнуясь статью с боярами в высоких шапках.
Науке неизвестна причина и подлинная история того, как возникла прочная ассоциативная связь «девушка – кокошник». Причём, эта связь в мультфильмах и детских книгах активно иллюстрируется косой, выпущенной из-под головного убора. Ни на старых фотографиях, ни на картинах тех времён, ни в упоминаниях не встречается ничего подобного. Ведь кокошью в некоторых регионах называли курицу, а курица только тогда имеет красивый алый хохолок, когда регулярно несёт яйца и способна к продолжению рода.
Право носить кокошник в русской традиции предоставлялось исключительно замужним, это значило, в свою очередь, что все волосы должны быть аккуратно заплетены в две косы вокруг головы и убраны с глаз долой под скромный повойник, что и предполагает такая конструкция.
Жёсткая шапочка в основании кокошника, укреплённая множеством слоёв ткани, картона и бересты дополнялась лопастью, возвышающейся над головой, как было принято в Ярославской и Костромской губерниях. Или будучи сама по себе высокой, сверху она покрывалась богато вышитым донцем. Такими были, например, кокошники в Каргополе и Москве.
Именно закрытое темечко роднит его с сорокой, и даже намиткой, ведь волосы роженицы и работницы уже не так хороши, как девичьи, да и времени ухаживать за ними не оставалось. В этнографии западных славян есть масса упоминаний о том, что коса после свадьбы и вовсе отрезалась. По крайней мере, прощание с косой и «окручивание» молодой новым головным убором характерно для всех наших соседей.
Как бы ни развивалась история, мода возвращается. В этом году по всей России прошло рекордное количество мастер-классов по заплетанию различных видов кос, снова длинные волосы стали символом романтичной женственности. Неожиданным прорывом стала частичная победа во всероссийском конкурсе «Новые имена в дизайне 2013» коллекции свадебных венцов Софьи Владыкиной, после которой многие по-настоящему заинтересовались исконной русской модой. И как бы незаметно не проходили века, у подлинной красоты и искусства всегда есть будущее.