В глубокой древности славяне, как и многие язычники, не избежали такого культурного явления, как татуирование. Каким бы странным сейчас ни казался этот факт, но жители Древней Руси довольно часто имели тату на коже. Это было таким же обычным явлением, как ношение нательного крестика современным верующим человеком.
Тату в Древней Руси
Наши далекие предки относились к тату как к защитному символу. Несмываемые изображения на коже были специальными амулетами, которые наносили долгими неделями на достаточно большую поверхность тела. Но если древние индейцы расписывали все тело, то славяне украшали татуировками, в основном, верхнюю его часть. И чаще всего это делали именно женщины.
В первой половине X века арабский путешественник и посол Ибн-Фадлан записывал свои наблюдения над обычаями древних русов. Он обратил внимание на то, что многие славянки были покрыты густой росписью, начиная от ногтей и до самой шеи. Тату не случайно набивались на открытые участки кожи. Они должны были защитить главного члена семьи — мать и хранительницу домашнего очага — от злых сил, которые по представлениям наших предков обитали вокруг в природе.
Ибн-Фадлан описал и внешний вид татуировок. Они напоминали затейливые узоры из деревьев, символических изображений животных, людей. Дерево в славянской культуре было символом рода, жизни и времени. Фигурки животных и птиц набивали, чтобы получить их силу, зоркость, отвагу и другие положительные качества. Представление о том, что как бы проникая под кожу человека, зверь передает ему часть своей силы, как раз и отражает тотемные верования.
Очень сильно были распространены и различные символы религиозного характера: всевозможные свастики, волны, схематическое изображение солнца, круга, рунические знаки. Чаще всего ими покрывались предплечья и тыльная сторона ладоней. Эти изображения и защищали женщину, и одновременно отражали ее мировоззрение, верования.
Например, символ в виде сложной свастики назывался Боговником. Он символизировал поклонение светлым богам. Были популярны и другие схематические изображения с глубоким философским смыслом: Знич, Богодар, Колард и пр. Женщины часто носили на своем теле изображения рун, которые славяне позаимствовали у скандинавов. Славянские руны «Берегиня», «Мир», «Алатырь», «Радуга», «Крада» несли в себе глубокий смысл и часто присутствовали в узоре женских тату.
Татуирование представляло собой целый пласт культуры древних славян, который был практически полностью истреблен после принятия христианства. Нанесение языческих и любых других символов на тело сурово каралось как непослушание и непринятие официальной государственной религии.
Тату в Советском Союзе
Спустя много веков татуировка в России получила свою вторую жизнь. Но изображения на коже больше не несли в себе того глубочайшего религиозного и охранительного смысла, которым их наделяли древние славяне. В Советском Союзе тату практически выродилось в вульгарные картинки, ставшие главным отличительным признаком принадлежности к воровскому миру.
Женщине вообще стало стыдно иметь тату, хотя заключенные нередко украшали ими свою кожу. Окружающие стали воспринимать такое «народное творчество» как постыдное клеймо на всю жизнь. Обычная женщина, не имевшая криминального прошлого, ни за что не позволила бы себе татуировку.
Парни призывного возраста иногда баловались небольшими тату, которые обычно старались свести после прохождения срочной службы. На гражданина с татуировками крайне подозрительно смотрели партийные органы. Ему обычно сложно было найти нормальную работу. Все это связано со смысловой нагрузкой, которую приобрели тату в советский период.