Ангелы в православии: кто есть кто? | Сухарева башня
Загружаются новые записи...

Ангелы в православии: кто есть кто?

Многие религии признают существование ангелов – бестелесных волшебных сущностей, которые состоят на службе у Всевышнего и помогают людям на пути духовного становления. В христианской традиции принято изображать ангелов как прекрасных созданий с крыльями за спиной. Все они четко подразделяются на девять чинов в зависимости от функций, которые исполняют. Православные люди верят в то, что рядовыми ангелами-хранителями руководят архангелы. Так почему в Царстве Божием такая иерархия? Давайте разберемся.

Дионисий Ареопагит

В основу ангелогогии – своеобразной науки, изучающей обитателей высших миров – легло сочинение «О небесной иерархии», подписанное именем святого Дионисия Ареопагита. Эта теологическая работа оказала большое влияние на представления православных христиан о Царствии Божием.

В Евангелии от Луки описываются деяния святых апостолов, которые в I веке нашей эры, после смерти Иисуса Христа, разошлись по разным странам, проповедуя новую религию. Выступление апостола Павла в здании афинского ареопага (верховного суда) произвело большое впечатление на собравшихся.

Особо святой Лука указывает, что прослушав проповедь, в воскрешение Христа поверил Дионисий Ареопагит. Это был уважаемый обществом судья, талантливый оратор и философ. Собственно, слово «ареопагит» и обозначает принадлежность святого к властной структуре Афин. Вскоре новоявленный христианин стал первым епископом греческой столицы, сумев привести в лоно зарождающейся церкви много новых адептов.

Псевдоним или мистификация?

Авторству Дионисия Ареопагита приписывается несколько сочинений: «Об именах Божиих»; «О церковной иерархии»; «О таинственном богословии»; «Мистическое богословие», а также вышеупомянутый теологический трактат «О небесной иерархии». Однако большинство ученых пришли к выводу, что неизвестный автор этих трудов просто постеснялся назвать свое имя или сознательно скрыл его, указав известного святого.

Согласно выводам большинства историков и филологов, приписанные Дионисию Ареопагиту сочинения были созданы на территории современной Сирии в начале VI века. Благодаря авторитетному имени предполагаемого автора эти трактаты быстро приобрели популярность в Византийской империи. А уже от константинопольских иерархов попали в Россию, будучи переведенными на славянские языки.

До сих пор ведутся споры о возможном авторе перечисленных богословских трудов, который был талантливым ученым-теологом, безусловно. Сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита представляют собой органичное сочетание христианского вероучения с философией неоплатонизма. Они основаны на утверждении, что человеческий разум не способен познать замысел и природу Творца. И только полное отрешение от собственных представлений о божественном может приблизить человека к пониманию Всевышнего.

Как у них все устроено?

По мнению православных, Царство Божие представляет собой хорошо организованную структуру, предназначенную для реализации воли Творца, противостояния враждебным силам и помощи верующим. Небесная иерархия – это пример, как должно быть устроено мудрое и эффективное управление на всех уровнях бытия. Данную организацию возглавляет сам Господь.

Иерархическая структура Царства Божьего представляет собой пирамиду, включающую в себя три степени: высшую, среднюю, низшую. Каждая из них, в свою очередь, делится на три чина. Так что всего их девять.

Считается, что наиболее приближенных к Творцу ангелов совсем немного, а чем дальше от Всевышнего – тем более массовым становится контингент этих чудесных созданий. Однако нельзя утверждать, что занимающие более низкое положение в иерархии ангелы менее важны. В православии принято мнение, что Бог любит всех своих созданий одинаково, и каждое из них выполняет его волю наравне со всеми.

Высшую степень в Царстве Божием занимают три ангельских чина: Серафимы, Херувимы, Престолы. Первые ближе всего к богу. Их название можно перевести как «пламенеющие». Обладая шестью крыльями, находясь в постоянном движении, каждый серафим способен возжечь в душе смертного огонь жизни.

Херувимы – носители высшей божественной мудрости. Это стражи, охраняющие само Древо познания, плоды которого вопреки воле Творца съели Ева и Адам. Херувимы учат собратьев верно понимать замыслы Всевышнего. А Престолы названы так, поскольку находятся непосредственно у трона Создателя. Они отражают божественный промысел, через них воля Божия передается на низшие уровни бытия, поэтому при поддержке престолов святые души способны предвидеть будущее.

Среднюю степень небесной триады составляют Господства, Силы, Власти. Занимая промежуточный уровень в иерархии, эти ангелы передают волю божественного провидения с высшего плана на низший. Например,Силы даруют святым подвижникам различные способности, придают им уверенности в реализации праведных начинаний. Господства выступают против любой несправедливости, поддерживают стремление к свободе, ратуют за уважительное отношение ко всем божьим созданиям. А Власти – непосредственные проводники воли Творца, реализуемой в мире людей.

Все вышеперечисленные ангельские чины недоступны для восприятия простых смертных. Они слишком далеки от нашего понимания, поэтому никак не контактируют с представителями человечества.

Архангелы и ангелы

Непосредственное участие в жизни людей принимают лишь представители третьей степени иерархии ангелов. Это Начала, Архангелы и Ангелы. Первые из них оказывают покровительство государствам и религиозным объединениям. Именно Начала решают вопросы престолонаследия и высшей власти в каждой стране. От мудрой политики начал зависит стабильность и благополучие целых народов.

Архангелы – это начальники над простыми ангелами. В православной традиции их восемь: Варахиил, Михаил, Селафиил, Гавриил, Иегудиил, Рафаил, Иеремиил и Уриил. Наибольшим почетом и уважением среди верующих пользуются трое: Михаил – начальник ангельского воинства; Гавриил – глас Божий и добрый вестник; Рафаил – главный целитель и защитник от всех болезней.

Впрочем, остальные архангелы исполняют не менее важные функции. Так, Уриил охраняет храмы и святые места; Селафиил побуждает людей к молитве; Иегудиил поддерживает церковных подвижников-миссионеров; Иеремиил внушает людям благие помыслы, а Варахиил благословляет смертных на добрые дела.

Ангелы – наиболее многочисленный чин небесной иерархии. Они покровительствуют конкретным организациям и людям. Будучи ближе всего к нам, часто выступают в роли ангелов-хранителей, направляя каждого человека на пути духовного развития. Эти создания невидимы и бессмертны, разумеется, в понимании людей. Они связаны со стихиями воздуха и огня. Считается, что божественным пламенем ангелы очищают грешные души, а перемещаются по нашему миру они подобно ветру.

В настоящее время существует несколько различных трактовок небесной иерархии. Отдельные учения, основанные на христианстве, выделяют не девять, а 11 ангельских чинов. Сочинения, приписываемые перу святого Дионисия Ареопагита, легли в основу многих эзотерических практик, в том числе и белой магии.

Сухарева башня в Телеграм

Комментировать

Loading Posts...