Ашинская трагедия: самая крупная железнодорожная катастрофа в Советском Союзе | Сухарева башня
Загружаются новые записи...

Ашинская трагедия: самая крупная железнодорожная катастрофа в Советском Союзе

4 июня 1989 года в Советском Союзе произошла самая масштабная железнодорожная катастрофа за все время существования этого государства. Случилось это на 1710 км Транссибирской магистрали, неподалеку от города Уфа.

Роковое стечение обстоятельств

Все началось с вполне рядовых событий в жизни железной дороги. В 19:03 из Челябинска по направлению в Адлер вышел скорый поезд № 211. В отправном пункте к составу прицепили вагон с воспитанниками 107-ой челябинской школы и хоккейной команды юниоров «Трактор 73».

Спустя неполные 5 часов из Уфы отправился скорый поезд «Адлер—Новосибирск» под номером 212. В час ночи он проследовал через станцию Аша навстречу ужасающей аварии, которая впоследствии унесла сотни жизней.

Предупреждения о том, что не все благополучно, поступали диспетчерам еще в 10 вечера. На одном из участков газопровода «Сибирь—Урал—Поволжье» обслуживающие трассу работники ощутили сильный запах газа. Легковоспламеняющиеся вещества несколько часов просачивались через трещину в трубе и заполняли низину, по которой были проложены железнодорожные пути.

Хроника трагедии

В 1:13 оба указанных поезда въехали в густое облако чистейшего газа, занявшее площадь около 250 га. Через минуту земля содрогнулась от оглушительного взрыва колоссальной мощности, сопоставимой со взрывом 300 тонн тринитротолуола. Пламя охватило все вагоны. 11 из них были выброшены с путей ударной волной, остальные сильно покорежены. Часть вагонов оказалась расплющенной всмятку, как спичечные коробки.

Зарево от пожара видели жители городов и деревень, проживающие за десятки километров от места трагедии. Что происходило в это время с пассажирами объятых пламенем поездов, представить страшно. К месту аварии сразу же были отосланы спасательные бригады и добровольцы из местного населения.

К семи утра в больницы отправили всех оставшихся в живых пассажиров. Самых «тяжелых» перевезли на вертолетах в крупные города: Челябинск, Уфу и пр. Обожженные пассажиры злополучных поездов с трудом говорили, не могли членораздельно назвать своих имен. Паспортные данные этих людей восстанавливали по свидетельствам обратившихся в медучреждения родственников.

Несмотря на усилия медиков, выжили немногие. Непосредственно в момент аварии и от ожогов в больницах умерло 645 человек. Останки сгоревших на месте людей невозможно было идентифицировать. Спасатели и военные из оцепления буквально просеивали землю, чтобы найти кости погибших граждан.

Пожар потушили только к 16:00. Ремонтные бригады сразу же начали восстанавливать рельсы. Через 5 часов участок был полностью отремонтирован, и по нему снова пошли поезда. Статистика трагедии такова: 623 пассажира получили тяжелейшие увечья, 645 погибли, треть из них — дети.

Почему это произошло

О причинах случившейся под Уфой аварии эксперты спорят до сих пор. Ее могли вызвать искра в проводке или упавший в облако газа сигаретный окурок. Важнее было определить, почему вытек газ.

Власти огласили следующую версию: во время прокладки трубопровод помяли ковшом экскаватора, за несколько лет он сильно «поизносился», а за полчаса до аварии в трубе образовалась значительная брешь, ставшая причиной утечки. Ответственность за взрыв понесли строители газопровода. Среди них были как высокопоставленные лица, так и простые рабочие.

По другой версии, причиной образования газового облака стала давняя коррозия. К ней могли привести блуждающие токи, спровоцировавшие электрохимическую реакцию. Сначала поврежденное место было совсем крошечным. Постепенно оно увеличилось до внушительной трещины, через которую утекали кубометры газа.

Эту версию подтверждают и сообщения машинистов о сильной загазованности этого района, поступавшие еще за 2—3 недели до катастрофы. Отреагировали на них довольно странно: увеличили подачу газа. Мощное давление привело к расширению трещины и взрыву.

Так порядка 600 человек погибло из-за элементарной халатности. Трубопровод ремонтировать не стали, а через некоторое время вообще закрыли. Через 3 года после аварии в выжженной низине установили памятный мемориал жертвам тех страшных событий.

 

Сухарева башня в Телеграм

Комментировать

Loading Posts...