Территория сегодняшней Московской области до прихода славян была заселена таинственным народом. Не осталось следов поселений, преданий, конкретных упоминаний в исторических источниках. Только название – голядь. Этническая принадлежность, история появления и судьба этого народа являются одной из любопытнейших загадок русской земли.
Летописные своды, датированные XI—XII веками, утверждают, что загадочное балтоязычное племя проживало на землях современных Московской, Калужской и Смоленской областей, окруженное вятичами и кривичами. Историк С.М. Соловьев отнес голядь к племенам галиндов, причислив их к литовским народам.
Литовцы, греки, германцы
Но что вынудило литовское племя переселиться так далеко на восток? По одной из версий, население литовской Галиндии, богатого края с обилием лесов и рек, вследствие затяжного мира начало стремительно расти, и часть поселенцев была вынуждена мигрировать.
Появление загадочного этноса также связывают с переселением народов в VI веке. Некоторые историки приписывают голядам родство с германцами. На это указывает корень «гол», который и ныне широко распространен у германоязычных народов: Голландия, Гольц, Гольбейн, Гольбах.
Существует и вовсе сомнительная версия — голяды являются жителями Византии. В пользу теории говорит находка христианской иконы Николая на территории языческих земель. Неужели голяды вывезли ее из Византии?
Старорусское слово «голдовник» относилось к людям, живущим на чужой земле. Быть может, именно такими увидели членов племени славяне – голодными, обессиленными, живущими на чужбине?
Что известно о таинственном этносе?
«Победи Изячлав голядь». Эта запись, датированная 1058 годом, является первым летописным упоминанием о загадочном племени. Предполагается, что встреча Изяслава Ярославича с голядьюпроизошла во время его похода на литовцев. Славяне долго враждовали с литовцами и ятвягами, и когда князь Ярослав разбил ятвягов, его сын Изяслав продолжил начатое отцом дело и вознамерился сломить литовцев. Сражаясь за ятвягов, племя потерпело поражение и двинулось на север к литовским племенам, где и встретилось с Изяславом.
Второй раз голядь появляется в 1147 году на страницах Ипатьевской летописи. Святослав Ольгович, отправившись с дружиной из Чернигова в Смоленскую волость, повстречался с народом в районе реки Поротвы (сегодня Протва): «И взя люди Голядь».
Летопись позволяет определить географические рамки проживания этноса: берега реки Протва, граница Московской и Калужской области. В 1248 году снова просматривается след голяди. Тогда на берегах реки Поротвы литовцами был убит Владимирский князь. Очевидно, летописец называл литовцами потомков голяди.
Что случилось с голядами?
Наиболее правдоподобная версия – племя славянизировалось. Отрезанное славянами от литовских северных племен, окруженное финскими племенами с востока, кривичами с севера, вятичами с юга, народ долго сражался за независимость. Набеги литовцев на Московское княжество и появление новых славянских городов только ухудшали положение. Подтверждением является деревня в столичном регионе под названием Голяди, городок Голицино, село Глядково (или Голядково?).