Одна из разновидностей религиозно-политических движений, которая существовала в конце 15 века на Руси, получила название «Ересь жидовствующих». Это знаковое явление в истории нашего государства по-прежнему остается не до конца изученным.
Возникновение
Различные группы людей с оппозиционными взглядами стали возникать на Руси давно. «Стригольники», протестующие против церковных взяточничества и алчности, впервые заявили о себе в конце 14 века в таких городах, как Новгород и Псков, сыскавших славу центров вольнодумства. Карп и Никита, дьяконы из Пскова, открыто выражали свое сомнение в целесообразности проведения таинств, таких как причащение, крещение и исповедь.
В те времена образ жизни населения Руси практически целиком и полностью определяла Православная Церковь. Именно она и служила причиной разногласий между большим числом мировоззренческих систем. В 15 веке Нил Сорский и его последователи призвали Церковь и ее служителей отказаться от накопленных богатств.
Так в 70-х годах 15 века возникло движение, которое Церковь окрестила «ересью жидовствующих» из-за несогласия с христианскими устоями и наличием связей с иудеями. Изначально организация действовала в Новгороде, а несколько позже заручилась поддержкой некоторых жителей Москвы. Это ложное учение было завезено киевским евреем Схария. Исторические факты говорят о том, что в борьбе между представителями течения и церковными служителями прослеживаются как религиозные, так и политические подоплеки.
Осуждение церковных взглядов
Однажды игуменом Геннадием Гонзовым во время архиепископского служения в Новгороде было замечено брожение умов среди священников. Многие отказались от причащения, оскверняли священные иконы ругательствами, некоторые увлеклись каббалой и обрядами иудаизма.
Гонзова оскорбил местный игумен, заявив, что архиепископ получил свою должность после дачи взятки. Геннадий Гонзов, в попытке наказать Захарию (так звали строптивого игумена), хотел отправить его в ссылку. Однако этому помешал Иван III. Архиепископ попросил помощи у иерархов Церкви, но реакции на его просьбу не последовало. Причина кроется в воле князя Ивана III, который на имел желания утратить связи со знатными людьми, проживавшими в Москве и Новгороде и относившимися к числу «сектантов».
Религиозный деятель Иосиф Санин, который выступал за усиление власти Церкви, стал на сторону Гонзова. Санин выступил с обвинениями, адресованными самому князю, не побоявшись его гнева.
Сторонник оппозиционных взглядов
Далеко не второстепенную роль в противодействии Церкви и деятельности «секты» сыграл Федор Курицын, которому было дано прозвище «начальника еретиков». На него сыпались обвинения со стороны церковников, которые утверждали, что Курицын навязывает привезенную из-за границы ересь москвичам. По мнению Церкви, именно он раскритиковал Святых Отцов и не признавал монашество.
Курицын создал партию, взгляды которой во многом совпадали с западным рационализмом. Она выступала за ослабление прав землевладения со стороны Церкви, а также за укрепление светской власти. В своей внешней политике партия Курицына ориентировалась на некатолические регионы, противореча группе сторонников идей Софьи Палеолог, жены Ивана III. Софья, заручившись поддержкой католических государств, отстаивала интересы христианства и Православной Церкви.
Неправильные учения или заговор?
Тех, кого называли вольнодумцами и еретиками, также привлекали идеи княгини Елены Волошанки, невестки князя. По мнению историков, Елена оказывала влияние на Ивана III, а свою привилегию старалась применять в политических интересах. Некоторое время у нее это успешно получалось, однако вскоре власть перешла другому князю. Грамота на великокняжение Дмитрия была скреплена печатью Курицына, на которой был изображен двуглавый орел. Именно это изображение в дальнейшем стали использовать в качестве герба России.
Дмитрий был коронован 4 февраля 1498 года. На торжественном мероприятии приглашенными гостями были Василий, сын Софьи, и сама супруга князя. Как известно, ему удалось раскрыть заговор, в результате которого законный престолонаследник мог быть отравлен. Большинство тех, кто был к нему причастен, были казнены, а Софья и Василий попали в немилость царя. Некоторые историки полагают, что далеко не все обвинения оправдывают себя, в частности, попытка отравления.
Однако Софья Палеолог не сдается, и продолжает свои попытки оказывать влияние на Ивана III. Геннадий Гонзов и Иосиф Санин принуждают князя разобраться с «жидовствующими еретиками», и в этом прослеживается участие Софьи. Дальнейшая судьба партии Курицына была предопределена на Соборах против ереси, прошедших в 1503 и последующем году.
Инквизиция Русской Церкви
По мнению архиепископа Геннадия, Русская Церковь должна применять методы испанских инквизиторов в отношении православных еретиков, в чем он и пытался убедить митрополита Зосиму. Но историки подозревают, что Зосим испытывал некоторую симпатию по отношению к идеям еретиков, поэтому процесс был приостановлен.
Иосиф Санин также являлся приверженцем строгих карательных методов, о чем свидетельствуют тексты его литературных сочинений. Он призывал применять строгие меры по отношению к инакомыслящим, такие как смертная казнь, считая, что рукой палача в этот момент управляет сам «святой дух». Жестокой каре могли подлежать даже те, кто отказывался свидетельствовать против инакомыслящих.
Поддержку в борьбе против «сектантов» в 1502 году оказал митрополит Симон. Князь, после длительный раздумий, принимает решение лишить Дмитрия права быть соправителем, отправив его совместно с матерью в тюрьму. Таким образом Софии удалось добиться поставленной цели – вскоре состоялось великокняжение Василия.
На Соборах, прошедших в 1503 и 1504 годах защитники Православной Церкви наконец одержали победу. Первый Собор ввел некоторые дисциплинарные меры в отношении инакомыслящих, однако второй активизировал карательный механизм. За подрыв церковного авторитета, а также государственных устоев виновникам грозила жестокая кара.
Самые главные инакомыслящие, Иван Волк, Иван Максимов и Михаил Коноплев, были сожжены на костре в столице. Не менее страшная участь постигла Некраса Рукавова, который был казнен в Новгороде. Перед казнью еретику был отрезан язык. По приговору инквизиторов, сожжению также подлежал Кассиан, архимандрит юрьевский. Что произошло с Федором Курицыным, история умалчивает.
Выводы
Оценка явления «ереси жидовствующих» зачастую носит неоднозначный характер. К сожалению, не сохранились документы, в которых изложена суть их учений. Находясь под пытками, инакомыслящие могли дать любые признания, не соответствующие истине. Поэтому религиозное и политическое мировоззрения «жидовствующих» до сих пор остаются загадкой.
По мнению советских историков, еретики боролись с феодализмом, а их идеи имели реформационно-гуманистический характер. Богослов Григорий Флоровский считает идеологию еретиков простым вольнодумством, а Митрополит Макарий видит в ней «чистейший иудаизм». Какими бы ни были взгляды исследователей данного движения, его по праву считают первой серьезной оппозиционной силой в России.