Бубен – обязательный атрибут любого шамана. Это не просто один из древнейших ударных инструментов, известных истории музыки. Самый первый бубен появился на заре человечества, когда магия еще была неотделима от искусства. Без этого атрибута шаманы не могли бы контактировать с миром духов и проводить свои ритуалы. Вы не найдете двух одинаковых бубнов: у каждого из них свое звучание.
«Живой» бубен
Если говорить языком науки, то бубен помогает шаману и его посетителям впасть в состояние транса. Обычная частота, с которой производится камлание, у разных народных целителей варьируется от 4 до 7 ударов в секунду. Такой ритм настраивает мозг человека на гипнотические сновидения.
Монотонные удары в бубен позволяют всего за несколько минут погрузиться в такое состояние, когда человек начинает воспринимать подсознательные образы. В какой-то степени, подобный транс позволяет людям лучше понять самих себя.
Каждый шаман считает свой бубен живым существом, верным помощником при перемещении в астральном мире и общении с духами.
Этот инструмент играет ключевую роль во всех духовных практиках. С первыми ударами шаман настраивается на символическое путешествие к центру Вселенной, где обретает свои знания и умения.
Фактически, бубен представляет собой деревянный обод овальной формы, обтянутый кожей оленя, лося, лошади или дикого козла. Часто с обратной стороны к инструменту приделывается ручка, чтобы его было удобнее держать. Шаманы рисуют мистические символы на своих бубнах, к ним крепят всевозможные колокольчики, погремушки, фигурки животных.
Функции магического инструмента
Изготовление бубна – процесс мистический. К нему готовятся, в течение трех дней шаман не принимает пищу животного происхождения. Считается, что бубен служит только тому, кто сам его сделал. Этот инструмент содержит не только душу животного, чья кожа пошла на его изготовление, но также и дух священного дерева, а у каждого шамана оно свое.
Основными функциями бубна являются:
помощь шаману с погружением в состояние транса;
призыв магических помощников;
изгнание злых духов;
увеличение мистической силы шамана;
защита своего владельца от колдовства;
вознесение шамана на Небеса;
путешествие вместе с владельцем по разным уровням мироздания;
предсказание будущего.
Впрочем, у шаманов разных народов есть свои оригинальные традиции, которые отражаются как на внешнем виде бубнов, так и на особенностях ритуалов, проводимых с ними.
Саамские рисунки
Магическую силу своих бубнов саамские шаманы усиливают когтями и клыками медведей, которые крепятся к деревянному ободу инструмента. В качестве колотушки используют олений рог или заячью лапку.
Каждый саамский бубен обязательно украшают символические рисунки. В центре изображают бога Пэйве (Пяйвий) – стилизованный образ солнца, которое дарует людям все блага. На четырех лучах, расходящихся от центра, шаманы рисуют других влиятельных божеств. Это Варал-ден-Олмай – ответственный за перерождение каждой души, Пьегг-Олмай – повелевающий погодой, Лейб-Олмай – покровитель охоты, Айлекэс-Олмак (Пассе-Олмак) – бог веселья и праздничных дней.
По краям бубна располагаются изображения менее влиятельных божеств, а также священных животных. Считается, что для путешествий в верхний мир шаману помогает птица Сэйво-Лодле, а проводником на нижние уровни бытия служит змея Сэйво-Гуоле. Ударяя колотушкой по изображению нужного духа, шаман дает понять обитателям мистического мира о своих намерениях: куда он собрался отправиться и зачем.
«Священные олени» якутов
В отличие от саамов якутские шаманы никогда не изображали божеств и духов на своих бубнах. На ободе могли быть нарисованы лишь оленьи рога, поскольку инструмент здесь считается «священным оленем», на котором шаман путешествует по мистическим мирам.
Внутри бубнов крепятся деревянные крестовины, украшенные резьбой. Причем, по инструменту можно отличить белого шамана от черного. Крестовину, окаймленную плоским железным кольцом, используют представители светлых сил, тогда как темные личности обходятся без этого кольца, служащего своеобразной защитой от злых духов.
Колотушку изготавливают из древесины лиственницы, затем обтягивают шкурой оленя. Она считается мистическим оружием шамана.
Жизнь алтайского шамана
Представители алтайских народов считают бубен частью самого шамана. После создания и символического «оживления» этого инструмента в селении устраивается праздник. А вслед за смертью владельца бубен уничтожают, оставляя его обломки на дереве у могилы шамана. Раньше люди верили, что народного целителя можно убить, если разбить его инструмент при жизни.
К внутренней стороне обода на железных кольцах крепят шесть металлических подвесок, напоминающих маленькие сабли. Они должны защищать своего владельца от злых духов. В качестве колотушки используют разлапистую ветку березы или таволожника, обмотанную пучком разноцветных ленточек. Такая колотушка служит символической плетью шамана, с помощью которой он изгоняет болезни из тела человека.
Как и саамы, алтайцы разрисовывают свои бубны. На них изображают солнце, луну и звезды, радугу, священную березу, разных животных, духов-покровителей.
В каждой чукотской семье
Если среди других народов бубнами владеют только шаманы, то для чукчей этот инструмент является частью обычной жизни. Он есть в каждом доме. Во время праздников родственники собираются вместе и одновременно бьют в несколько бубнов. Их только чукчи используют непосредственно как ударные музыкальные инструменты, не придавая особого сакрального значения.
Рукоять бубна изготавливают из моржового клыка, а в качестве колотушки используют тонкую полоску китового уса. Рисунков на свои бубны чукчи не наносят.
Мистическая лодка эвенков
Согласно древним верованиям эвенков, бубен – это лодка, на которой шаман «плавает» по мистической реке, соединяющей разные миры Вселенной. Так, деревянный обод этого инструмента представляет собой борта лодки, натянутая оленья кожа – ее дно, а колотушка является символическим веслом. Раньше ее часто изготавливали из клыков мамонтов, останки которых находили в вечной мерзлоте.
По краям бубна красной и черной красками чертили круги, внутри которых могли быть нарисованы птицы и животные – покровители шаманского рода.
Водный мир селькупов
Для селькупов бубен символизирует саму Вселенную. Рисунки на нем изображают землю и небо, верхний и нижний миры. Для пояснения духам, куда конкретно решил отправиться шаман в своем мистическом путешествии, используются разные колотушки.
Веточка кедра, обтянутая медвежьей шкурой, ведет своего владельца в нижний мир, а для путешествия на Небеса требуется березовая веточка, магически усиленная оленьей кожей. Используя колотушку, обмотанную шкурой выдры, шаман может символически погрузиться мир водных духов.
Защитник оленей у ненцев
Главной задачей ненецкого бубна является защита оленьих стад от хищников, болезней и непогоды. Основным сырьем для изготовления инструмента здесь служат: древесина лиственницы или ели, а также оленья кожа и рога. Местные шаманы регулярно проводили обряды, призывая духов на помощь животноводам.
По краю бубна часто изображают горы, на которые опирается само небо, иначе оно бы раздавило землю и людей, так считают ненцы.
Два нанайских бубна
Нанайский шаман в своих ритуалах использует сразу два бубна. Пока он камлает с одним, другой инструмент помощник греет над огнем, чтобы «разбудить» его магическую силу.
Для придания руке шамана дополнительной силы на березовой колотушке вырезают образ змеи или ящерицы, лягушки, медведя. На самом конце ручки помещают одно изображение Аями Тереми – двуликого божества, а также два рисунка Аджеха.
Интересно, что во время ритуала шаман погружает ручку колотушки в стакан с китайской водкой (ханшином), так он символически «кормит» и задабривает духов. Считается, что они всегда рады такому подношению.