Джиннов — мистических бесплотных сущностей — обычно причисляют к мусульманским демонам добра и зла. В этом есть часть истины. На самом деле, джинны появились еще в доисламскую эпоху. Их изображения встречаются на древнеассирийских барельефах, где джинны изображены в виде крылатых божеств мужского пола.
Историки обнаружили первые свидетельства поклонения джиннам в археологических памятниках древней Аравии. Жители Пальмиры — богатейшего сирийского города поздней античности — почитали их как добрых богов. Арабы-язычники называли их «джиннаями». Жители древней Мекки приносили им богатые жертвы, вымаливая благосклонность и помощь в житейских невзгодах.
Разновидности джиннов
Язычники подразделяли джиннов на 4 класса: гули, сила, маликов и ифритов. Каждый вид повелевал определенной энергией. Самыми сильными были ифриты, джинны огня и слуги нечистого. Мрачные гули питались мертвечиной, являлись людям в виде женщин и были своеобразным аналогом древнегреческих божеств подземного царства.
Малики — в некоторых вариациях «мариды» — считались царями джиннов. Их арабы относили к разумным и светлым силам, повелителям воздушной и морской стихий. Самыми слабыми считались джинны сила. О них сохранилось мало информации, но известно, что убить такого слабого духа мог простой смертный, просто ударив его деревянной палкой.
Уже из этой языческой классификации понятно, что древние арабы делили джиннов на добрых и злых подобно светлым и темным ангелам в христианстве. Одни духи могли содействовать людям, направлять их и помогать. Другие служили сатане. При этом все они считались рожденными из мистического бездымного пламени. Ни один человек не мог увидеть или как-то иначе ощутить присутствие джиннов, поэтому поклонение им опиралось лишь на слепую веру.
Джинны в исламе
Позднее эти древние языческие божества «перекочевали» в мусульманскую традицию. В Коране есть упоминания о том, что джинны появились раньше людей и в какой-то мере противопоставили себя Аллаху. За такое непочтение им полагается наказание (Коран, сура 37:158), о чем сами джинны прекрасно осведомлены.
В суре 15:26-27 Корана также описывается, что Аллах создал джиннов из «палящего пламени». Параллельно с этим были созданы и добрые светлые духи — ангелы. В противовес им джинны оказались слишком непокорны и горды, за что Всевышний послал к ним Иблиса. Последний является аналогом сатаны в христианстве.
В момент этой своей миссии Иблис еще не был антагонистом Всевышнего, а всего лишь являлся одним из его ангелов. Бог отправил своего посланника к джиннам для того, чтобы он наставил их на путь истины. Как и люди, те обладали свободой выбора и могли стать правоверными мусульманами или перейти на сторону зла.
Так и случилось. Одни джинны сохранили верность Аллаху, другие в своей непомерной гордыне перешли на сторону дьявола. В современной интерпретации джинны представляются как нечто среднее между людьми и ангелами. Хоть они и не видимы глазу, но живут той же жизнью, что и простые люди: питаются, женятся, умирают и даже могут иметь потомство. При желании они являются людям.
Добрые и злые
Злых джиннов мусульмане называют «шайтанами». Любой правоверный крайне нетерпимо относится ко всему, что так или иначе может быть связано с дьяволом. Чтобы защитить жилище от шайтанов, мусульмане произносят «бисмиллях». Это «заклятие» принято произносить переступая порог дома. Мусульмане верят, что шайтаны соблазняют душу истинно верующего с целью погубить ее и обречь несчастного на адские муки.
Несмотря на существующий в исламе запрет на изображения живых существ сохранились манускрипты 14 века, в которых есть картинки с джиннами. Практически везде они предстают в виде рогатых и звероподобных сущностей. И все же существование добрых — преданных Всевышнему и подобных ангелам — джиннов допускается. Согласно Корану, они будут награждены Богом, равно как и злые будут сурово наказаны.