Статуи Моаи — это удивительные каменные скульптуры, расположенные на острове Пасхи (Тихий океан). Их уникальность заключается в гигантских размерах и весе, расположении и способе изготовления. С этими необычными артефактами, оставшимися в наследие от древней культуры островитян, связано много поразительных тайн и загадок.
Параметры и расположение статуй
Свыше 900 изваяний моаи расставлены по периметру острова наподобие грозных часовых, охраняющих покой местных жителей. Несколько штук возвышается в центре. Значительная часть статуй весит десятки тонн. Самая маленькая — меньше 5, наиболее монументальная — свыше 200 тонн. По данным спектрального анализа, каменные колоссы были изготовлены в период между 1200 и 1500 годами.
Практически все моаи вытесаны из цельных кусков базальта, трахита и других вулканических пород. На острове Пасхи много вулканов (Рано Рараку, Охио и др.). В прошлом они извергались, но со временем потухли и стали местами добычи камня. Средняя высота моаи — около 10 метров.
Каменные гиганты представляют собой грубо вытесанные, довольно схематичные, но колоритные фигуры древних божеств с суровыми или бесстрастными лицами. Устанавливались они на особые каменные платформы, называемые аху. Каждая аху могла нести на себе от нескольких штук до пары десятков статуй. Такие необычные конструкции отождествлялись местными жителями с тончайшей связью между этим и загробным миром.
Загадки моаи
После детального обследования ученые установили, что некоторые колоссы были изготовлены из камня, расположенного в другой части острова Пасхи. Долгое время не могли понять, как аборигены транспортировали громадные изваяния (или материал для их производства) на такие большие расстояния и зачем они вообще это делали.
Одни фигуры моаи вытесаны из камня целиком, в полный рост. Другие — лишь частично. Последние похожи на незавершенные наброски, без глаз и туловища. Многие исследователи предполагают, что так было задумано изначально. В настоящее время почти все статуи зияют пустыми глазницами, но так было не всегда. В прошлом большинство моаи обладало органами зрения, выполненными из обсидиана и коралла.
Главное открытие ученые сделали на заре исследования островных скульптур. Долгое время считалось, что многие из них представляют собой только головы. Вскоре обнаружилось, что туловища некоторых гигантов закопаны в землю. Было ли это сделано намеренно или статуи просели в податливый грунт по естественным причинам, точно не известно.
Секретные технологии
Известный путешественник Тур Хейердал (Норвегия) установил, что создало моаи практически вымершее сейчас племя «длинноухих» (они растягивали мочки ушей, обвешивая их гроздями украшений). Скульпторы-туземцы бережно оберегали от конкурирующих кланов секреты создания и перемещения статуй. Технология передавалась последующему поколению только в устной форме. Молодежь «натаскивали» часами, пока все нюансы не заучивались назубок.
Такая таинственность приводила к распространению легенд о том, что статуи моаи сами двигаются в вертикальном положении. Это немало способствовало престижу каменных истуканов, ведь их считали воплощением волшебной силы древнего клана Хоту Матуа. Туземцы верили, что большое количество статуй благотворно влияет на экологию острова, приносит дожди и процветание всем жителям Пасхи.
Некоторые истуканы каким-то чудесным образом были установлены по звездной карте и другим астрономическим показателям. Например, в одной части острова в ряд стоят 7 моаи. Все они «смотрят» в точку заката, туда, где солнце садится точно в день летнего равноденствия.
Остались в прошлом
Со временем было установлено, что перетаскивали статуи моаи с помощью стволов пальм. Их срубали, укладывали плашмя под основание истукана и катили того по земле волоком, удерживая в вертикальном положении с помощью канатов. На эту изнурительную работу уходило слишком много деревьев, поэтому со временем леса на Пасхе стали редеть.
Поле 1500 года моаи высекать перестали. Не осталось пальм, с помощью которых их можно было транспортировать. Так в угоду древнейшим верованиям были принесены в жертву экология острова и целый пласт самобытной культуры.