В семьях наших предков рождение ребенка не приравнивалось к появлению нового человека. Новорожденное дитя считалось сырым материалом, который еще нужно «доделывать», чтобы из него получился человек. «Доделывание» проводилось в несколько этапов и сопровождалось разными манипуляциями. Вот описание некоторых из них.
Обрезание пуповины и захоронение «детского места»
Эта миссия считалась очень ответственной и возлагалась на повитуху. Отмерив ровно 3 пальца от животика младенца, она обрезала пуповину с использованием разных орудий труда и приспособлений. Их выбор считался очень символичным. Могли использоваться топорище, прялка или плаха из твердых пород дерева. Считалось, что ребенок после этого вырастет трудолюбивым и умелым. Если новорожденного готовили к церковному служению, пуповину резали на книге.
Плацента называлась «детским местом». Ее нужно было обязательно похоронить. Это считалось признаком того, что она возвращается в потусторонний мир, оставляя ребенка здесь. Таким образом разрывалась связь ребенка с небытием. Кроме этого, считалось, что женщина не сможет забеременеть в следующий раз, если не сотворить такой обряд.
Первое купание, крещение и наречение
Следующим этапом «доделывания» считалось купание. Малыша тщательно обмывала все та же повитуха. Она приглаживала тельце крошки, стараясь довести до совершенства его черты. Для передачи отцовской силы, младенца заворачивали в рубаху отца. Считалось, что так передается родительская сила, а отец признает своего ребенка.
Если ребенок после рождения выглядел слабым, повитуха могла окунуть его в святую воду, чтобы он не умер некрещенным. Тут же она называла его первым пришедшим ей в голову именем. Если жизни новорожденного ничто не угрожало, то она договаривалась с батюшкой, о крестинах по правилам. Мирское имя младенцу давали родители. А батюшка нарекал ребенка церковным именем.
«Допекание» и выкуп
Считалось, что несмышленыша нужно допекать как пирог. В полном смысле сова, кроху клали на лопату и засовывали на некоторое время в остывающую печь. В некоторых регионах Руси детей перед этой процедурой обмазывали тестом.
Чтобы ребенок выздоровел, его «продевали» через материнскую рубаху или лошадиный хомут. Такие манипуляции повторялись трижды, и символизировало возвращение малыша в мир небытия и его возрождение в новом, здоровом обличье.
Чтобы новорожденный был счастлив и здоров, его нужно было выкупить у повитухи. Делали это крестные родители. Они же должны были подготовить крестильное приданное для малыша: нательный крестик, новую рубашку и поясок. Подарив все это, крестные несли его в церковь для совершения обряда крещения.