Каким русским богиням приносили жертвоприношение | Сухарева башня
Загружаются новые записи...

Каким русским богиням приносили жертвоприношение

Жертвоприношения практиковались у разных народов тысячелетиями. Были они и у древних славян. Явление это традиционно ассоциируется с язычеством. Принесение чего-нибудь (или кого-нибудь) в жертву одному из многочисленных богов пантеона выражало желание его задобрить, вызвать благосклонную улыбку содействия слабым человеческим существам.

Традиции у славян были не такими кровавыми, как у тех же римлян, египтян или древних монголов. И все же жертвы приносили, причем, очень часто — женским божествам, весьма почитаемым в Древней Руси и соседних державах. В качестве даров славяне обычно использовали продукты питания, предметы быта и животных.

Лада

Одной из самых почитаемых богинь в древнеславянском пантеоне была Лада, аналог римской богини домашнего очага и брака Юноны. Лада «заведовала» любовными и семейными вопросами, покровительствовала посевным работам, олицетворяла собой приход весны и возрождение. Женщины приносили ей в жертву выращенные своими руками плоды, дикорастущие фрукты, орехи, полевые цветы, а также березовые веники и другие банные принадлежности.

30 марта славяне отмечали праздник прихода весны, который назывался «Ладодением». В этот день молодые женщины и юноши водили в полях хороводы, радовали богиню Ладу дарами, пели в ее честь песни. Ко дню Ладодения пекли из теста журавликов. После празднования они становились амулетами, оберегающими дом и семейное благополучие от злых чар.

Фигурки птиц делали не случайно. Таким образом славяне отмечали скорый прилет пернатых из дальних стран. Они даже залезали на стога и крыши и подражали там повадкам разных птиц. Такие действия назывались «кобениться» (отсюда глагол «выкобениваться»).

Макошь

Второй крайне почитаемой богиней была Макошь. Она считалась женой верховного бога Перуна и покровительницей ткачества. Славяне так трепетно относились к этой богине, что ее фигура была единственной среди идолов богов-мужчин, воздвигнутых в киевском капище при Владимире Святославиче. Макоши была посвящена пятница. В этот день нельзя было прясть и ткать. Говорили, что Макошь придет и спутает кудель (шерсть, волокна льна).

Богине приносили в жертву зерна ячменя и мед. Даже после Крещения Руси женщины продолжали тайком собираться и возносить ей молитвы. Со временем жертвоприношения Макоши превратились в почитание святой Параскевы Пятницы. Языческую богиню славяне не забыли, но стали приписывать ей негативные черты. Например, «мокошкой» звали одержимую бесами, злую и грешную женщину.

Берегиня

Богиню домашнего очага славяне звали Берегиней. Она защищала не только конкретную семью, но и весь род. Считалось, что Берегиня освящает печь. Зажженный на алтаре богини огонь имел особую силу. Матери брали его с собой, когда семья переезжала в новый дом. По народным поверьям, это пламя оберегало род от нищеты, болезней и недоброжелательства завистников.

Берегине приносили в жертву домашнюю выпечку и сильно пахнущие травы: мяту, полынь, аир, любисток. Со служением этой богине связан старинный свадебный обряд: новобрачная пекла на ее алтаре хлеб, а потом приносила его в дом мужа. Супруги делили каравай на 2 части, после чего каждый съедал свою половинку. Это действо символизировало готовность разделить судьбу избранника и пройти с ним весь жизненный путь до конца.

Леля

Приходом весны у славян заведовала и богиня Леля, дочь Лады. Ее изображали в виде прекрасной юной девушки с распущенными волосами. 22 апреля незамужние девицы праздновали так называемый «ляльник». Этот торжество в честь богини носило характер небольшого представления. Из числа участниц избиралась самая красивая. Она и воплощала образ Лели. Девушку усаживали на расписную лавку и водили вокруг нее хороводы. Традиционными подношениями Леле считались молочные продукты и хлеб.

Девана

Еще одной почитаемой богиней у славян была Девана. Она считалась дочерью Перуна и супругой лесного бога Святобора. Девана покровительствовала охоте, поэтому часто изображалась прекрасной амазонкой в медвежьей шкуре. Отправляясь за добычей в лес, звероловы молились богине, а после удачной охоты приносили ей в жертву часть улова.

Сухарева башня в Телеграм

Комментировать

Loading Posts...