Кто такой бог Род в славянской мифологии | Сухарева башня
Загружаются новые записи...

Кто такой бог Род в славянской мифологии

Бог Род стоит на самой верхней ступени иерархии в славянской мифологии. Все остальные боги являются всего лишь проявлениями Рода. Ведь Род – это отец всего сущего на земле.

Прародитель всего

Согласно славянской мифологии, вначале не было ничего, кроме хаоса. Затем посредством высших сил появилось так называемое Вселенское яйцо, из которого и родился главный бог Род. Именно Род разделил единый сгусток силы на тьму и свет, ночь и день. Из черных частиц Род создал темных богов, из белых – светлых. Светлые боги стали отвечать за созидание и обновление, а темные – за разрушение и уничтожение. Однако боги враждовали между собой, и Род расчленил мир на 3 части: Явь, Правь и Навь. В Яви жили боги стихий и обычные люди, в Нави – темные боги, а в Прави – светлые.

Для устранения беспорядков, бог Род создал другого бога – кузнеца Сварога. Сварог сковал мир цепями, благодаря чему в мире воцарился порядок. От дыхания Рода появилась на свет и жена Сварога – Лада – богиня гармонии, красоты и мудрости.

Кроме того, Род создал небо, землю, звезды, луну, солнце, растения, животных и людей, словом, все, что только есть вокруг нас. Недаром многие понятия, обозначающие окружающий нас мир, имеют один корень «род»: природа, родители, родина, народ, урожай.

Поклонение Роду

После того, как Род создал мир, богов и людей, он ушел на покой и растворился в окружающей атмосфере. Именно поэтому точного описания внешности Рода не существует. Иногда он изображался в образе седовласого старика, но этот образ, как считают специалисты, является всего лишь человеческим воплощением Рода на Земле. Кроме того, бог Род спускался к простым смертным и в теле аиста. Вероятно, эта легенда и дала жизнь народному поверью, согласно которому аисты приносят в дом детей.

В честь главного славянского бога Рода не создавались идолы или специальные, капитальные храмы. Молиться Роду можно было в любом месте, ведь он был вездесущ.

Пиршество, посвященное богу Роду, наши предки по традиции устраивали 31 декабря. В этот день дом украшали ветками хвойных деревьев и сладостями. Это праздник назывался Щедрец.

Устраивали гуляния в честь Рода и 8 сентября, когда собирали с полей последний в году урожай. В этот день славяне организовывали так называемые «рожаничные трапезы» и просили у Рода и его помощниц Рожаниц защиты не для себя лично, а для всего народа в целом. На пиру угощались творогом, яйцами, сыром, олениной, овсяной кашей и ягодным вином. После водили хороводы вокруг самой старшей женщины в общине, держащей в руках хлеб.

Весенний праздник Рода приходился на 14 апреля. В этот день пели гимны в четь бога Рода, разжигали костры и прыгали через них, проходя тем самым обряд очищения, обновления, «рождения заново».

Культ Рода

Культ бога Рода на Руси был столь прочен, что христианству не сразу удалось его искоренить. Так в тексте, датируемом XII веком, под названием «Слово Исайи Пророка» говорилось: «Откажитесь от идольских пиров Роду и рожаницам!» К тому же наши предки не называли себя рабами бога Рода, а считали себя его детьми, что также противоречило новому религиозному учению. В связи с тем, что, согласно язычеству, бог Род являлся родоначальником всего сущего на земле, боги и люди являлись прямыми родственниками.

Трудности в искоренении язычества привели к тому, что христианству пришлось позаимствовать у идолопоклонников множество праздников и обрядов. По мнению российского ученого Капицы, образы Рода и рожаниц были вытеснены образом Богородицы. Поэтому теперь «рожаничная трапеза» больше известна как христианский праздник Собор Пресвятой Богородицы.

Сухарева башня в Телеграм

Показать комментарии (3)

Комментировать

Loading Posts...