Субботники, которые вопреки православным традициям, стали почитать субботы вместо воскресных дней, впервые появились во времена правления Екатерины II. Эту инициативу подхватывали многие люди, проживавшие на юге Руси. Их непонятным образом притягивала возникшая секта.
Александром Первым был введен запрет на деятельность сектантов, которых зачастую путали с евреями. Их делали солдатами, изгоняли, отправляли в ссылку, но принятые меры не дали должного эффекта.
Уход в подполье
Строгие меры, введенные царем, не помогли, и секта продолжала существовать, хоть и подпольно. Люди уже не могли отказаться от еще одного выходного дня. К тому же идея браков по взаимному согласию, а не требованию родителей, очень хорошо прижилась. В те времена на Руси в брачные узы по любви вступали крайне редко, а насилие со стороны мужчин было привычным явлением. У супруг не было прав на расторжение брака. В секте же предоставлялась относительная свобода выбора спутника или спутницы жизни, и это привлекало молодых людей.
Те, кто не желал стать жертвой выбора их родителей, стремились вступить в секту, надеясь найти здесь своих сторонников. Условием принятия для юношей было обрезание, которое вовсе их не пугало. Этот обряд предназначался и для детей.
Несмотря на соблюдение иудейских правил, участники секты евреями не являлись. Это были обычные русские люди, о чем свидетельствуют записи правительственных чиновников.
Разногласия внутри секты
Среди субботников практически не было явных лидеров, а многие их члены попали в различные части государства после гонений. Все это послужило поводом для разногласий. Нововведения противоречили друг другу, в результате чего стали появляться новые направления со своими лидерами. Некоторые из них не признавали христианство, другие веровали в Иисуса Христа. Религиозные субботники зачастую поступали алогично: законы Моисея почитались, но при этом про Талмуд забывали. Они использовали церковно-славянский язык для различных обрядов, но иконы не признавали. Субботники из Пятигорска вообще ничем не отличались от обычных русских людей, кроме того, что субботу наряду с воскресеньем считали выходным днем.
Молокане, возникшие в Саратовской губернии, стремились еще больше сблизить свои обычаи с иудаизмом. В последствии в Закавказье возникло новое течение, производное от молокан – прыгуны. В тамбовской губернии появились субботники, которые не признавали книгу Талмуд. Кроме них здесь же возникли и прохристианские сектанты.
Основные принципы субботников
Субботники исповедовали жесткую дисциплину внутри секты. Слово их лидеров считалось законом, поэтому приходилось беспрекословно подчиняться. Члены этих сообществ не боялись тяжелого труда, много работали, обучались различным наукам. В качестве учителей приглашали евреев, а процесс обучения происходил не специализированных заведениях, а в обычных избах. Среди сектантов нельзя было встретить бедных людей и любителей выпить. Преступления и разврат здесь жестоко пресекались.
Выход из подполья в 1905 году
В начале 20 века насчитывалось несколько десятков тысяч сектантов, проживающих в различных регионах государства. О их вероисповедании можно было узнать из паспорта, где в соответствующей графе было указано, что человек является иудеем-субботником. Эти люди в значительной степени влияли на общественную жизнь, поэтому в 1905 году был принят правительственный указ, снимавший какие-либо ограничения с сектантов. Однако представители местной власти все еще ограничивали свободы субботников, принимая их за евреев. Правительству царя пришлось разъяснять разницу между субботниками и евреями.
Наиболее многочисленная община в Ильинке
Коллективизация и Гражданская война повлияли на субботников, привели к их слиянию с евреями. Представителям секты пришлось приспосабливаться к новым реалиям. Село Ильинка, которое находится в Воронежской области, являлось местом, в котором представители секты проживали на протяжении нескольких веков. Именно здесь субботники выбрали для себя ортодоксальную еврейскую веру и стали отождествлять себя с еврейским народом. В 20-х годах прошлого века в этих местах был организован колхоз, получивший название «Еврейский крестьянин», в который с наставнической целью стали приезжать настоящие представители еврейского народа. Каждый мальчик здесь подлежал обрезанию, что вызывало недоумение у субботников из соседних деревень, поскольку данный обряд там соблюдался крайне редко.
Кроме этого стало заведено разделять продукты питания на пригодные к пище и неупотребляемые. К последним относили мясо нечистых животных. Являясь предприимчивым народом, субботники не пострадали от голода, который охватил многие регионы России.
Карательные меры со стороны государства 1937 года
Изначально власти СССР относились к сектантам терпимо, однако в 1937 году на волне борьбы с религией стали закрывать многие молельные дома. Были изъяты имущество и литература. Субботником пришлось массово переезжать в Израиль.