Сегодня покойников в России гораздо чаще предают земле, чем кремируют. Чтобы понять, почему так происходит, нужно проанализировать исторические факты и вникнуть в суть этих ритуалов.
Наследие язычества?
В восточных странах усопших издавна сжигали. Буддисты полагают, что пройдя огонь, душа очищается от прошлой кармы.
Отправляли на костер при всем честном народе и женщин, подозреваемых в колдовстве. Занятно, что отрицательных героев в русских народных сказках (например, Кощея Бессмертного и Соловья-разбойника) после смерти тоже сжигали. Более того, их пепел развеивали по ветру.
В европейские государства обычай предавать покойников огню принесли этруски. Его переняли греки и римляне. Позже, когда христианство распространилось в Европе, кремацию в ее первозданном виде запретили. После этого на кладбищах Средневековья ситуация с местами для захоронения резко обострилась. Для экономии места покойников хоронили в общих могилах. Причем зарывались огромные котлованы только после того, как они наполнялись телами до определенного уровня. Неудивительно, что такие захоронения сразу же превращались в источник зловония и инфекций. Именно поэтому в XVI веке Европа снова стала практиковать кремацию на кострах.
Во времена язычества западные и восточные славяне сжигали своих покойников, веря в очищающую силу огня, который помогал душам усопших отправляться на небеса. К тому же такой способ «избавления от тела» казался нашим предкам самым гигиеничным. Был также обычай устраивать погребальный костер в лодке, которую отпускали по течению реки.
По мере того как на Руси крепла христианская вера, ритуал кремации был вытеснен обрядом предания покойников в земле. Христиане придерживались мнения, что, выйдя из земли, человек должен в нее и вернуться. Они считали, что после того, как тело сожжено на костре, человек не сможет воскреснуть в День Страшного суда.
Советский период
Немецкий инженер Сименс еще в 1874 году изобрел регенеративное устройство — печь, где тела сжигались в огненной струе. Через два года в Милане был открыт первый крематорий в том виде, в котором он существует и сегодня.
В России же до прихода большевиков крематориев не было. После революционных событий религию объявили средством одурманивания народа, а языческие практики стали поощряться. В Петрограде был объявлен конкурс на лучший проект первого коммунистического крематория. Он проходил под атеистическим лозунгом «Крематорий — кафедра безбожия». Идея была воплощена в жизнь. В банях на Васильевском острове открылся первый в стране крематорий. Через год его, правда, закрыли по причине скудного потока клиентов — немногие хотели сжигать своих близких.
В 1927 году в церкви Серафима Саровского был обустроен первый московский крематорий. Позднее подобные заведения стали появляться и в других городах. К кремации покойников понемногу привыкли. Сегодня Православная церковь относится к этому действу нейтрально, но существует правило, что если человек пожелал, чтобы после смерти его сожгли, то лучше его не отпевать.
Ритуалы и физиология
Некоторые не решаются на кремацию по иным причинам. Есть точка зрения, что человек может чувствовать сжигающий его жар. Служащие крематориев рассказывают, что некоторые покойники как бы вскакивают, попадая в печь. Они наблюдают нечто подобное в окошко кремационного устройства.
В конце XX столетия питерским телевидением был показан сюжет об одном эксперименте в крематории. К голове покойника, скончавшегося четвертого дня, был прикреплен улавливающий мозговые импульсы датчик. По мере приближения тела к печи он якобы фиксировал аномальную активность. Расшифровав сигнал, ученые пришли к выводу, что эти всплески соответствуют показаниям эмоций страха.
Сторонники института кремации говорят о том, что лучше сгореть, чем гнить в земле и быть пищей для червей. К сожалению, выяснить правду о чувствах, которые испытывают душа и тело после смерти, нам не суждено. Именно поэтому споры об этичности и эстетичности захоронения в земле и кремации будут идти вечно.