Движение скопчества возникло в XVIII веке в России. Его основателем был Кондратий Селиванов, который до этого был участником секты хлыстов «богородицы» Акулины Ивановны. Он проповедовал полный отказ от курения, употребления спиртного, танцев, игр и полового акта. Для реализации такой идеи мужчины должны были избавиться от детородных органов, а женщины — от молочных желез, больших и малых половых губ. Полное отрезание груди проводилось только до 1830-х годов, после чего данное оскопление осуществлялось реже. Что касается скопчих, то они, как правило, были девственницами. Участники общины уверяли, что единственным способом спасения души человека считается его борьба с плотью с помощью оскопления. Именно за это членов общины преследовали и отправляли в Сибирь.
Сам процесс оскопления участники секты называли «крещение огнем», после чего каждого из них называли «белым голубем» («оскопиться» на жаргоне скопцов означало «обелиться»). Они также имели свои общины («корабли») и «кормчего», который возглавлял «корабль» и был лидером среди других общинников. Женщина, которая помогала «кормчему», именовалась «богородицей». Оскопленных в детстве можно было без проблем заметить, ведь они были высокими и имели непропорциональную к туловищу голову. Кроме того, у таких людей из-за гормональных сбоев в организме плохо росла борода. Если скопцами решили стать муж с женой, их семья не распадалась, а, наоборот, они создавали новую ячейку.
В XIX столетии насчитывалось около 6000 скопцов. Проживали они в Курской, Тамбовской, Орловской губерниях и в Сибири, где состоятельные общины приобретали земли у населения. Чтобы вовлечь в секту людей, скопцы занимались следующим:
- заманиванием бедного населения деньгами
- пропагандой «чистоты»
- экономическим закабалением
- оскоплением малолетних родственников
- выкупом крепостных крестьян
Члены секты не употребляли мясных блюд и алкоголь. Кроме того, они не курили, не танцевали и не занимались сексом. Скопцы зачастую осмеивали все православные обряды и считали рождение ребенка основной причиной бедности. Участники секты уделяли особенное внимание земельным работам. У них постоянно были высокие показатели урожайности. Скота члены общины не имели, ведь для них употребление мяса было под запретом. Сбережения, которые накапливались у скопцов, переходили после их смерти «наследникам».
«Огненное крещение»
Чтобы стать «белым голубем», будущему члену секты удаляли часть мошонки и яички с помощью молота и каленого железа. Со временем вместо молота скопцы начали использовать режущие орудия. Чтобы продезинфицировать рану, они наносили на пораженный участок тела мази и порошки. После полного заживления ее называли «малой печатью». Некоторые «белые голуби» даже при отсутствии яичек могли совокупляться, поэтому для них проводили ритуал под названием «царская печать». Данная операция предусматривала удаление полового органа у мужчин. Среди скопцов также существовала и «третья печать», которая предполагала отрезание сосков, и «четвертая печать», предусматривающая вырезание на боку скопца треугольника.
«Радение»
«Радение» — это ритуал, который проводился участниками общины перед православными праздниками и памятными днями. Скопцы пели православные песни, читали стихи и принимали в свою секту новых участников. Во время проведения всех мероприятий они носили длинные рубашки или одеяния белого цвета.
В 1929 году состоялся суд над данной сектой.