Словосочетание «троянский конь» давно стало нарицательным. Оно попало в современный мир из древности и сегодня означает коварный и подлый способ проникновения куда-либо. Историческая подоплёка этого эпизода Троянской войны вызывает до сих пор бурные дискуссии среди специалистов. Так был ли он на самом деле?
Слово из глубины веков
Во времена великого римского императора Августа была написана эпическая поэма «Энеида». В своём произведении Вергилий рассказывает о приключениях Энея, который попал в Италию после разрушения родного города – Трои. Специалисты, изучающие исторические источники, считают, что автор использовал при написании свидетельства о подлинных трагических событиях, которые разворачивались на побережье Малой Азии задолго до рождения автора «Энеиды». В поэме впервые прозвучало словосочетание «троянский конь», которое затем стало столь популярным, что его практически знает сегодня любой школьник.
История с взятием легендарного города при помощи хитрости получила большую известность. И как было не восхищаться мудростью греков, придумавших и исполнивших столь мудрый, но рискованный план? Несколько десятков отборных бойцов смогли незаметно попасть за стены вражеской крепости в чреве деревянного коня огромных размеров.
Каким был Троянский конь?
Автор поэмы даёт довольно точное описание габаритов статуи. Она была сделана из деревянных деталей и имела высоту около 7,6 метров при ширине 3 метра. Современные энтузиасты по этим данным создали модель в натуральную величину. Вес статуи оказался около 2 тонн. Внутри сооружения в тесноте могли поместиться два десятка взрослых мужчин среднего роста и комплекции. Для перемещения статуи потребовалась сила 40 мужчин. Для транспортировки использовались покрытые слоем жира брёвна.
Большинство художников, изображавших деревянного коня, рисуют его с небольшими колёсами в основании. При такой конструкции статую легче передвигать, однако многие историки сомневаются в её правдивости. Чтобы конь попал внутрь крепости, жителям пришлось разобрать часть стены.
Можно ли верить Вергилию?
Если рассматривать практические аспекты проблемы, то жители Трои не сразу обнаружили уход армии греков от своих стен. Затем они увидели огромное подношение богине в виде деревянного коня и решили переместить его в город. На всю процедуру могло потребоваться несколько дней. Затем горожане хорошо отпраздновали это событие и легли спать. А теперь попробуйте представить себя сидящим внутри статуи без малейшей возможности пошевелиться и размять затёкшие мышцы. Несколько дней могут превратиться в настоящую пытку.
Кроме того, греки пошли на огромный риск. Статую при другом раскладе могли просто уничтожить и тогда воины погибли бы зря. Местная прорицательница утверждала, что внутри коня спрятаны воины, но ей не поверили. Жрец Лаокоон призывал жителей бояться данайцев, дары приносящих, но также не был услышан. Вскоре его постигла страшная участь. Легенда гласит, что его вместе с сыновьями задушили морские змеи, которых наслали боги.
Дальнейшие события хорошо известны. Ночью греки вышли из коня и открыли городские ворота оставшимся снаружи. Троя пала и мало, кто спас свою жизнь. Историю записали со слов одного из местных жителей – Энея, который затем нашёл пристанище в Риме.
Другие версии
Древнеримский исследователь и путешественник Павсаний считал, что конь существовал на самом деле. Эту точку зрения он оставил в своей книге о Греции. Однако, в отличие от автора «Энеиды», Павсаний считал, что троянцы захватили огромный деревянный таран в виде коня, который реквизировали в качестве трофея. Внутри сооружения вполне могли быть полости, где в суматохе спрятались нескорые греческие воины. Они и стали тем камешком, что разрушил плотину.
Существует и другая гипотеза, основанная на практическом опыте. Древние гребные суда перемещались за счёт энергии рабов, которых приковывали к кораблю цепями. О них говорили, что им живётся, как у коня в брюхе. Такая аллегория могла иметь отношение к легенде о Трое. Жители города могли втащить внутрь один из брошенных на отмели кораблей, где внутри спряталась команда греческих воинов.
Генрих Шлиман, нашедший легендарный город, не встретил явных следов грандиозной осады, поэтому высказывал сомнение о реальности написанного в поэме. Последующие поколения историков также не получили фактического подтверждения осады, поэтому вопрос о реальности Троянского коня пока открыт.