Во многих культурах, в том числе и в русской традиции, существует понятие о душе как отдельной сущности, которую человек может утратить вследствие каких-то магических или сверхъестественных действий и событий.
Где живет душа?
В славянской и русской православной традиции душа противопоставляется телу, но в то же время является необходимой составляющей, без которой человек умирает. Душа обладает подвижностью и чувствительностью: она может «болеть», «находиться не на месте», «быть готовой выскочить» или от страха «уходить в пятки». В мифологии это своеобразный двойник человека, способный жить собственной жизнью. О беременных на Руси говорили, что они «двоедушницы», так как в них обитают сразу две души: самой женщины и ребенка.
Согласно русским поверьям, душа могла обитать в сердце человека, а также у него в груди, горле или животе. В некоторых местностях считали, что душа «живет» в ямочке на шее. Хотя православное учение утверждает, что душа занимает одновременно все тело. В частности, на это указывал Святой Димитрий Ростовский, говоря, что «не один уд без души».
Сон и смерть
Верили, что во сне душа покидает тело и путешествует. Русскоязычное население Карелии говорило, что во время сна «душа вон». Сон рассматривали как временную смерть, а сновидения – как картины, которые душа видит в своих странствиях. Если снились умершие родственники, это означало, что душа побывала на том свете, где встретила их. Также, по поверью, душа колдуна или ведьмы, покидая по ночам тело, могла самостоятельно творить темные дела.
Душа могла и не вернуться назад в тело после сна. Поэтому на Руси старались не будить спящих резко – а то душа не успеет вернуться и человек умрет. Также верили, что если перевернуть спящего так, чтобы ноги оказались на месте головы, то душа не сможет найти вход назад.
Бытовали у наших предков представления о том, что после кончины душа может остаться в зеркале или сосуде с водой. Поэтому возник обычай сразу после смерти занавешивать в доме покойника все зеркала, а всю воду из открытых емкостей просто выливали.
Похитители душ
Однако душа могла уйти из тела и иным способом. Так, в сибирском шаманизме есть термин «потеря души». У хантов и манси существует поверье о том, что у человека пять душ. Любой недуг – следствие того, что какая-то из душ потеряна или похищена. К утере души может, например, привести физическая травма. Также это может быть сильное душевное переживание. Кроме того, душу могут похитить духи или черные шаманы, проведя соответствующий ритуал.
Симптомами потери души могут являться проблемы со сном, апатия, рассеянность. Человек ведет себя не так, как обычно, становится «другим», «на себя не похожим».
Шаман может провести ритуал «возвращения» души. Для этого он устраивает обряд камлания, во время которого якобы отправляется в нижний мир к духам и ведет с ними переговоры. В некоторых случаях душу действительно «возвращают», в других же она остается в нижнем мире, а человека ждет смерть или он не выздоравливает до конца жизни. Если душу похитил другой, черный шаман, то белый шаман своими манипуляциями может его убить.
У русских также бытовало поверье, что похитить душу могут некие темные сущности (дьявол, черти, нечистая сила) или маги и колдуны. У нечисти старались «отвоевать» душу при помощи молитв, отчитки и различных ритуалов. Если же похитителем души оказывался человек, все было сложнее.
Некоторые колдуны специально «ловили» чужие души и держали их в «плену», питаясь их силой и заставляя себе прислуживать. Вспомним хотя бы гоголевскую «Страшную месть». Но они могли отдать душу назад за выкуп – например, дичь или рыбу. Хоть и не всегда. Считалось, что когда колдун умрет, все плененные им души освободятся.
Современные ученые полагают, что суеверия о «похищении» душ могли быть связаны с различными видами душевных заболеваний – шизофренией, депрессией, истерией, биполярным расстройством личности. Под влиянием болезни личность человека менялась, и это приписывали «потере души». Можно рассматривать проблему и с такой точки зрения.